Фриц Райнер (Рейнер)

Дата рождения
19.12.1888
Дата смерти
15.11.1963
Профессия
Страна
США
Фриц Райнер (Рейнер) / Fritz Reiner

Рейнер (Райнер), Фридьеш (Фриц) (нем. Fritz Reiner; 19 XII 1888, Будапешт — 15 XI 1963, Нью-Йорк) — американский дирижёр. По национальности венгр.

С 1898 учился у X. Кёслера (композиция и дирижирование), И. Томана и Б. Бартока (фортепиано) в Академии музыки им. Ф. Листа, изучал право в университете в Будапеште. Работал дирижёром в театрах Любляны (1910), Будапешта (Народная опера, 1911 — 14), был главным дирижёром Дрезденской оперы (1914–21). Гастролировал в Гамбурге, Берлине, Вене, а также в Риме и Барселоне (1921–22).

С 1922 жил в США, где вскоре стал одним из крупнейших дирижёров. В 1922–31 руководил симфоническим оркестром в Цинциннати (преемник Э. Изаи). С 1931 (около 30 лет) преподавал дирижирование в Институте Кёртис в Филадельфии (среди учеников — Л. Бернстайн, В. Хендль). Дирижировал спектаклями в оперных театрах в Нью-Йорке (1932, 1937), Сан-Франциско (1935–38), Лондоне («Ковент-Гарден», 1936–37). Был руководителем Питсбургского симфонического оркестра (1938–48), «Метрополитен-опера» (1948–53), главным дирижёром Чикагского симфонического оркестра (1953–62; затем также музыкальный консультант оркестра).

Как оперный и симфонический дирижёр Рейнер владел огромным репертуаром (оперы Р. Вагнера, Р. Штрауса, В. А. Моцарта, Ж. Бизе; классические и современные оркестровые сочинения). Яркий артистический темперамент, точность дирижёрской техники, в основе которой — экономность движений правой руки, мастерство в репетиционной работе, позволяли ему достигать высоких художественных результатов в интерпретации произведений разных эпох, стилей и жанров. Рейнер — автор струнного квартета и романсов.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Дирижерская профессия требует от артиста разнообразнейших качеств музыканта и человека. Ты должен обладать природной музыкальностью, безошибочным слухом и неумолимым чувством ритма. Ты должен знать характер различных инструментов и технику игры на них. Ты должен знать языки. Ты должен обладать солидной общей культурой и разбираться в других искусствах — в живописи, в скульптуре, поэзии. Ты должен пользоваться авторитетом, и, наконец, ты должен быть столь жесток к самому себе, чтобы при всех обстоятельствах ровно в назначенный час становиться за пульт, хотя бы перед этим пронесся ураган или случилось наводнение, железнодорожная катастрофа или просто ты заболел гриппом».

Эти слова принадлежат Фрицу Райнеру — одному из крупнейших дирижеров XX столетия. И вся его долгая творческая жизнь служит подтверждением их. Качествами, перечисленными выше, он сам обладал в полной мере и потому всегда был примером для музыкантов, для своих многочисленных учеников.

По происхождению и школе Райнер был европейским музыкантом. Профессиональное образование он получил в родном городе — Будапеште, где среди его учителей был Б. Барток. Дирижерская деятельность Райнера началась в 1910 году в Любляне. Позже он работал в оперных театрах Будапешта и Дрездена, быстро завоевав признание публики. С 1922 года Райнер переехал в США; здесь его слава достигла зенита, здесь он добился высших артистических триумфов. С 1922 по 1931 год Райнер возглавлял симфонический оркестр города Цинциннати, с 1938 года по 1948 руководил Питсбургским оркестром, затем пять лет стоял во главе театра «Метрополитен-опера» и, наконец, последние десять лет жизни занимал пост главного дирижера Чикагского оркестра, который оставил за несколько месяцев до смерти.

Все эти годы дирижер много гастролировал по Америке и Европе, выступал в лучших концертных залах, в театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Кроме того, около тридцати лет он преподавал дирижерское мастерство в филадельфийском Институте Кертиса, воспитав несколько поколений дирижеров, среди которых Л. Бернстайн.

Как и многие артисты его поколения, Райнер принадлежал к немецкой романтической школе. Его искусство характеризовали широкий размах, экспрессия, яркие контрасты, кульминации огромной силы, титанический пафос. Но наряду с этим Райнеру как дирижеру подлинно современному были присущи и другие качества: великолепный вкус, понимание различных музыкальных стилей, чувство формы, точность и даже скрупулезность в передаче авторского текста, тщательность в отделке деталей. Мастерство его репетиционной работы с оркестром вошло в легенду: он был предельно немногословен, музыканты понимали его намерения по лаконичным движениям рук.

Все это позволяло дирижеру с равным успехом интерпретировать совершенно различные по характеру произведения. Он захватывал слушателя и в операх Вагнера, Верди, Бизе, и в монументальных симфониях Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, и в блестящих оркестровых полотнах Равеля, Рихарда Штрауса, и в классических произведениях Моцарта и Гайдна. Искусство Райнера дошло до нас запечатленным на многие пластинки. Среди его записей — блестящая обработка сюиты вальсов из «Кавалера роз» Штрауса, сделанная самим дирижером.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама