Людвиг Рельштаб

Дата рождения
13.04.1799
Дата смерти
28.11.1860
Профессия
Страна
Германия

Рельштаб, Генрих Фридрих Людвиг (нем. Heinrich Friedrich Ludwig Rellstab; 13 IV 1799, Берлин — 28 XI 1860, там же) — немецкий романист, поэт и музыкальный писатель.

Учился композиции у Л. Бергера; был офицером, преподавателем военной школы. С 1821 выступал как музыкальный критик в газете «Berliner Musikalische Zeitung», «Neue Berliner Musikzeitung», в майнцекой «Caecilia»; в 1826–48 музыкальный референт «Vossische Zeitung». В 1830–41 издавал собственный музыкальный журнал «Iris im Gebiete der Tonkunst».

Рельштаб выступал как активный поборник серьёзной, классической музыки, решительно осуждал моду на внешние виртуозные эффекты, любые виды профанации искусства в угоду низкопробным вкусам. Это сближало Рельштаба с прогрессивной музыкальной средой Германии, в частности с теми, кто группировался вокруг шумановского журнала «Neue Zeitshrift fur Musik». Вместе с тем Рельштаб не принимал идеалов молодой романтической школы в музыке, которую охарактеризовал как «школу заблуждений»; он был противником программной музыки, возражал против усиления конкретно-образных элементов, а также против новых композиционных приёмов в опере. Рельштаб резко критиковал Ф. Шопена, многое критически оценивал у Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера.

Выступления Рельштаба отличались литературной яркостью и полемической остротой. За сатирическое изображение триумфа певицы Г. Зоннтаг в брошюре «Генриетта, или прекрасная певица, современная история, изложенная Фраймундом Цушауэром» («Henriette, oder die schone Sangerin, eine Geschichte unsrer Tage von Freimund Zuschauer», 1826) и острую полемику с Г. Спонтини в брошюре «О моём отношении как критика к господину Спонтини, композитору и генерал-музикдиректору» («Uber mein Verhдltnis als Critiker zu Herrn Spontini als Componisten und General-Musikdirektor in Berlin, nebst einem vergnuglichen Anhange», 1827) подвергался аресту.

Полемика с шумановским журналом «Neue Zeitschrift fur Musik» и критическое отношение к музыкальным сочинениям молодого Р. Шумана свидетельствуют о консервативности музыкально-эстетических взглядов Рельштаба и неприятии им романтической тенденций немецкой музыки.

Автор стихотворений (10 из них Ф. Шуберт использовал в качестве текстов своих песен), мемуаров («Aus meinem Leben», Bd 1–2, 1861), немецкого перевода либретто оперы «Военный лагерь в Силезии» Мейербера, музыкальных новелл, музыкально-критических статей и др. Собрание соч. Рельштаба (Gesammelte werke, Bd 1–24), включающее и часть его музыкально-критических статей, вышло в свет в Лейпциге в 1860–61.

Сочинения: F. Liszt, В., 1842; L. Berger, В., 1846; Musikalische Beurteilungen, В., 1848; Die Gestaltung der Oper seit Mozart, Sondershausen, 1859. Литература: Muller К. F., Spontini und Bellstab, В., 1833; Коssak L. E., Aphorismen uber Rellstab’s Kunstkritik, В., 1846; Вlengert L. R., L. Rellstab, Lpz., 1918 (Diss.); Franke W., Der Theaterkritiker L. Rellstab, В., 1964.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Юлюс Юзелюнас Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама