Николай Константинович Рерих

Nicholas Roerich

Дата рождения
09.10.1874
Дата смерти
13.12.1947
Профессия
Страна
Россия
Головин. Портрет художника Николая Константиновича Рериха. 1907

Сказать, что выдающийся мастер живописи Николай Рерих - своеобразная фигура русского искусства, значит почти ничего не сказать. Рерих был философом от искусства, мыслителем. Его творчество исследует целые пласты духовности народов. В конце жизни мастер, поселившийся в Индии занимался постижением восточной мудрости. По некоторым источникам, ему удалось проникнуть в Шамбалу и получить сокровенные знания.

Хорошо сказал о художественном творчестве Рериха яркий историк искусства и критик Сергей Маковский, сын известного художника Константина Маковского: "Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой личности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир. Отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера ...> цель - символ, открывающий за внешним миром мистические дали..." И далее Маковский пишет, что именно ко второму типу художников принадлежит Рерих - "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого...". Близкий к "Миру искусства", а одно время и входивший в это объединение, Рерих разделял страсть своих соратников к прошлым векам. Три темы интересовали его: Древняя Русь, Западное Средневековье и Восток.

Эти темы не могли не отразиться и в его театрально-декорационных работах. Эта область не являлась для Рериха главнейшей, он сравнительно немного работал в этом жанре, но вклад его в театральную живопись был значительным. Если перечислить музыкальные оперные спектакли (как осуществленные на сцене, так и нет), которые он оформил, то содержание списка окажется весьма очевидным, учитывая склонности и направление творческой мысли художника. "Снегурочка", "Псковитянка" и "Китеж" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина, "Валькирия" и "Тристан и Изольда" Вагнера - в этих операх как раз и заключаются все те темы, о которых шла речь выше.

В "Снегурочке", к которой художник обращался целых четыре раза начиная с 1908 года, художника волновало, по выражению профессора И.Лапшина "космическое чувство слияния с природой". Осуществленным оказался лишь один спектакль 1919 года в Чикаго.

Несколько раз Рерих оформлял и "Князя Игоря", где древнерусская стихия сочеталась с колоритом Востока. Наиболее известны его работы для дягилевских Русских сезонов 1908-1909, 1914 и 1919 гг. В первом и последнем спектаклях сценическое воплощение получили только "Половецкие пляски".

Александр Бенуа писал по поводу его "Половецкого стана": "...декорация производила громадное впечатление. Созданный Рерихом по "принципу панорамы", лишенной боковых кулис, этот фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами подымающимися из пестрых кочевых юрт, - это было то самое, что здесь надлежало быть!".

Среди оперных работ Рериха выделяется своей изумительной красотой занавес для симфонической картины "Сеча при Керженце" для дягилевской постановки "Сказания о невидимом граде Китеже" в парижском театре Шатле (1911). Поражающее яркой декоративностью, это полотно в то же время наполнено драматизмом и несет в себе черты монументальности, присущей иконописи.

Театральные работы Рериха (художник создал также ряд драматических и балетных спектаклей) вошли в сокровищницу русского искусства Серебряного века.

Е. Цодоков


Русский живописец, график, археолог, театральный художник. Академик живописи (1909). В 1893-97 учился в петерб. Академии художеств. В 1898 окончил юридич. факультет Петерб. университета. Выступал с лекциями и статьями о рус. искусстве (в журн. "Мир искусства", "Золотое руно"), участвовал в археологич. раскопках древних рус. городов, работал как художник-живописец (выставлялся в России и за границей). В 1907 дебютировал как театр. художник (оформление мистерии "Три волхва" Евреинова, Старинный театр, Петербург). С 1909 сотрудничал в антрепризе С. П. Дягилева. С 1920 жил за границей (США, Индия). Эскизы декораций Р., представлявшие собой по существу станковые картины на тему того или иного сценич. произв., дают обобщённый образ спектакля в живописном претворении. Впечатляющую картину половецкого стана создал Р. в эскизах декораций к опере "Князь Игорь" ("Половецкие пляски", 1909, Русские сезоны, Париж, балетм. М. М. Фокин). Среди его лучших работ - оформление балета "Весна священная" (1913, Русские сезоны, балетм. В. Ф. Нижинский), в котором художник воссоздал ряд величеств. и суровых пейзажей - "ликов земли", ещё не тронутой человеком; в этом балете Р. проявил себя и как мастер сценич. костюма, поэтически передав в эскизах этнографич. особенности одежды и облика древнего человека.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама