Артур Родзинский

Artur Rodziński

Дата рождения
01.01.1892
Дата смерти
27.11.1958
Профессия
Страна
Польша, США
Артур Родзинский

Артура Родзинского называли дирижером-диктатором. На эстраде все подчинялось его неукротимой воле, и во всех творческих вопросах он был неумолим. При этом Родзинский по справедливости считался одним из блестящих мастеров работы с оркестром, умевшим каждое свое намерение донести до исполнителей. Достаточно сказать, что когда Тосканини в 1937 году создал свой впоследствии знаменитый оркестр Национальной радиокорпорации (Эн-би-си), то он специально пригласил Родзинского для подготовительной работы, и тот в короткий срок сумел превратить восемьдесят музыкантов в отличный ансамбль.

Такое мастерство пришло к Родзинскому далеко не сразу. Когда он в 1918 году дебютировал за пультом Львовского оперного театра, то музыканты смеялись над его нелепыми указаниями, свидетельствовавшими о полной некомпетентности молодого руководителя. И впрямь, тогда у Родзинского еще не было никакого опыта. Он учился в Вене, сначала как пианист у Э. Зауэра, а потом в дирижерском классе Музыкальной академии у Ф. Шалька, одновременно изучал право в университете. Занятия эти прервались во время войны: Родзинский был на фронте и вернулся в Вену после ранения. Во Львов его пригласил тогдашний директор оперы С. Невядомский. Хотя дебют был неудачен, молодой дирижер быстро усваивал необходимые навыки и уже через несколько месяцев завоевал авторитет своими постановками «Кармен», «Эрнани» и оперы Ружицкого «Эрос и Психея».

В 1921—1925 годах Родзинский работал в Варшаве, дирижируя оперными спектаклями и симфоническими концертами. Здесь, во время представления «Мейстерзингеров», на него обратил внимание Л. Стоковский и пригласил способного артиста в Филадельфию своим ассистентом. Помощником Стоковского Родзинский был три года и многому научился за это время. Практические навыки он приобрел также, давая самостоятельные концерты в разных городах США и руководя занятиями студенческого оркестра, организованного Стоковским в институте Кёртиса. Все это помогло Родзинскому уже в 1929 году стать главным дирижером оркестра в Лос-Анджелесе, а в 1933 — в Кливленде, где он работал в течение десяти лет.

Это были годы расцвета таланта дирижера. Он значительно омолодил состав оркестра и поднял его до уровня лучших симфонических коллективов страны. Под его управлением здесь ежегодно звучали и монументальные классические сочинения, и современная музыка. Особое значение имели организованные Родзинским «оркестровые чтения современных произведений» на репетициях в присутствии авторитетных музыкантов и критиков. Лучшие из этих сочинений включались им в текущий репертуар. Здесь же, в Кливленде, он осуществил с участием лучших солистов ряд значительных постановок опер Вагнера и Р. Штрауса, а также «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

В этот период Родзинский выступал с лучшими американскими и европейскими оркестрами, неоднократно гастролировал в Вене, Варшаве, Праге, Лондоне, Париже (где дирижировал концертами польской музыки на Всемирной выставке), Зальцбургском фестивале. Объясняя успехи дирижера, американский критик Д. Юэн писал: «Родзинский обладал множеством блестящих дирижерских качеств: целостностью и трудолюбием, необычайной способностью проникать в самую суть музыкальных произведений, динамической силой и обузданной энергией, диктаторской способностью подчинять оркестрантов своей воле. Но, пожалуй, его главнейшими достоинствами были организаторская сила и выдающаяся оркестровая техника». Блестящее знание возможностей оркестра особенно ярко проявилось в трактовке Родзинским произведений Равеля, Дебюсси, Скрябина, раннего Стравинского с их яркими красками и тонким оркестровым колоритом, сложными ритмами и гармоническими конструкциями. К числу лучших достижений артиста относится также интерпретация симфоний Чайковского, Берлиоза, Сибелиуса, произведений Вагнера, Р. Штрауса и Римского-Корсакова, а также ряда современных композиторов, особенно Шостаковича, горячим пропагандистом творчества которого был дирижер. Менее удавались Родзинскому классические венские симфонии.

В начале сороковых годов Родзинский занимал одно из ведущих мест в дирижерской элите США. Ряд лет — с 1942 по 1947 год — он возглавлял оркестр Нью-йоркской филармонии, а затем Чикагский симфонический оркестр (до 1948 года). В последнее десятилетие жизни он выступал как дирижер-гастролер, живя по преимуществу в Италии.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Франсуа Бенуа Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Александр Яковлевич Головин Театральные деятели
Доменико Барбайя Театральные деятели
Джон Кристи Театральные деятели
Хосе Лимон Танцовщики
Ицхак Перлман Инструменталисты

Реклама