Генрих Шютц (Шюц)

Дата рождения
14.10.1585
Дата смерти
06.11.1672
Профессия
Страна
Германия
Портрет Шютца кисти Кристофа Шпетнера, ок. 1660

Отрада чужеземцев, светоч Германии, капеллы, избранных Учитель.
Надпись на могиле Г. Шютца в Дрездене

Генрих Шютц занимает в немецкой музыке почетное место патриарха, «отца новой немецкой музыки» (выражение его современника). С него начинается галерея великих композиторов, которые принесли мировую славу Германии, а также намечается прямой путь к И. С. Баху.

Шютц жил в эпоху, редкую по насыщенности событиями европейского и мирового масштаба, период перелома, начало нового отсчета в истории и культуре. Его долгая жизнь вместила такие вехи, говорящие о разрыве времен, концах и началах, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, начало деятельности И. Ньютона и Г. В. Лейбница, создание «Гамлета» и «Дон-Кихота». Позиция Шютца в это время перемен — не в изобретении нового, а в синтезе богатейших пластов культуры, восходящей еще к средневековью, с новейшими достижениями, которые шли тогда из Италии. Он прокладывал для отсталой музыкальной Германии новый путь развития.

Немецкие музыканты видели в Шютце Учителя, даже не будучи его учениками в прямом смысле слова. Хотя и собственно учеников, которые продолжали начатое им дело в разных культурных очагах страны, он оставил немало. Шютц многое сделал для развития музыкальной жизни Германии, консультируя, организовывая и преобразовывая самые различные капеллы (в приглашениях недостатка не было). И это помимо его длительной работы капельмейстером в одном из первых музыкальных дворов Европы — в Дрездене и нескольких лет — в престижном Копенгагене.

Учитель всех немцев, он и в зрелые годы продолжал учиться у других. Так, он дважды ездил совершенствоваться в Венецию: еще в молодости обучался у прославленного Дж. Габриели и уже признанным мастером осваивал открытия К. Монтеверди. Деятельный музыкант-практик, деловой организатор и ученый, оставивший после себя ценные теоретические труды, записанные любимым учеником К. Бернхардом, Шютц являл собой идеал, к которому стремились современные ему немецкие композиторы. Он отличался глубокими познаниями в самых различных областях, в широком кругу его собеседники были выдающиеся немецкие поэты М. Опиц, П. Флеминг, И. Рист, а также известные юристы, теологи, естествоиспытатели. Любопытно, что окончательный выбор профессии музыканта был сделан Шютцем лишь к тридцати годам, в чем, впрочем, сказалась и воля родителей, мечтавших видеть его юристом. Шютц даже посещал лекции по юриспруденции в университетах Марбурга и Лейпцига.

Творческое наследие композитора очень велико. Сохранилось около 500 композиций, и это, как предполагают специалисты, только две трети им написанного. Шютц сочинял вопреки многим невзгодам и потерям до глубокой старости. В возрасте 86 лет, находясь на пороге смерти и даже позаботившись о музыке, которая будет звучать на его погребении, он создал одно из лучших своих сочинений — «Немецкий магнификат». Хотя известна только вокальная музыка Шютца, его наследие удивляет разнообразием. Он автор изысканных итальянских мадригалов и аскетических евангелических историй, страстных драматических монологов и пышных величественных многохорных псалмов. Ему принадлежат первые немецкие опера, балет (с пением) и оратория.

Главное направление его творчества, однако, связано с духовной музыкой на тексты Библии (концерты, мотеты, песнопения и др.), что соответствовало особенностям немецкой культуры того драматического для Германии времени и потребностям самых широких слоев народа. Ведь значительная часть творческого пути Шютца протекала в период фантастической по своей жестокости и разрушительной силе Тридцатилетней войны. По давней протестантской традиции он выступал в своих произведениях в первую очередь не как музыкант, а как наставник, проповедник, стремящийся пробудить и укрепить в слушателях высокие этические идеалы, противопоставить ужасам действительности стойкость и человечность.

Объективно-эпический тон многих сочинений Шютца порой может показаться чересчур аскетичным, суховатым, однако лучшие страницы его творчества и сейчас трогают чистотой и экспрессией, величием и человечностью. В этом они перекликаются с полотнами Рембрандта — художника, по мнению многих, знакомого с Шютцем и даже сделавшим его прототипом своего «Портрета музыканта».

О. Захарова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Рембрандт. Портрет музыканта (Генрих Шютц?), 1633

Шюц (Шютц), Генрих (нем. Heinrich Schütz; латинизир. Henricus Sagittarius; 14 октября 1585, Кёстриц, близ г. Гера, Тюрингия — 6 ноября 1672, Дрезден) — немецкий композитор и педагог.

Родился в семье богатого бюргера. Начальное музыкальное образование получил, вероятно, в Вейсенфельсе, где жил в 1591–1599, затем обучался в Маврицианской коллегии в Касселе (с 1599), там же пел в придворной капелле и занимался по композиции у Г. Отто. В 1608 изучал право в Марбургском университете. В 1609–13 жил в Венеции, где совершенствовался у Дж. Габриели. С 1614 (официально с 1617) придворный капельмейстер в Дрездене. В 1628–1629 вновь посетил Венецию, где изучал творчество К. Монтеверди и его последователей. В связи с упадком Дрезденской капеллы, в годы Тридцатилетней войны 1618–48, Шютц с 1633 в течение нескольких лет был придворным капельмейстером в Копенгагене, затем занимался организацией и реорганизацией придворных капелл в Вольфенбюттеле, Ганновере, Гере, Веймаре и др. городах Германии; в 1644 окончательно возвратился в Дрезден. В 1657 ушёл в отставку, получив почётное звание старшего придворного капельмейстера.

Творчество Шютца — крупнейшего немецкого композитора добаховского периода — первый высокохудожественный синтез многовековых традиций музыкального искусства на немецкой почве. Он явился одним из создателей ораториально-кантатного жанра в Германии и заложил основы немецкого музыкального театра.

Творческий путь Шютца распадается на три периода. В 1-й период (1611–28), начавшийся публикацией в Венеции сборникака итальянских мадригалов, Шютц сочинял преимущественно хоровые композиции в духе ренессансной полифонической традиции, унаследованной от руководителя придворной капеллы в Касселе Г. Отто и Дж. Габриели. В эти же годы появились произведения Шютца музыкально-драматического плана: «История Воскресения» и первая немецкая опера «Дафна» (либретто М. Опица; пост. в замке Хартенфельс, близ Торгау, в 1627, музыка не сохранилась). В крупнейшем сочинении этого периода творчества — многохорных «Псалмах Давида» Шютц самобытно претворяет черты «концертирующего» стиля венецианских мастеров.

2-й период (1629–50) характеризуется освоением возникшего в Италии на рубеже 16–17 вв. стиля монодии (2) с сопровождением и соединением принципов линеарно-полифонического изложения с приёмами монодического письма. В это время Шютц создал свои лучшие вокально-инструментальные концерты («Священные симфонии», «Маленькие духовные концерты», «Заупокойные песнопения»), первый немецкий балет с пением «Орфей и Эвридика» (1638, музыка не сохранилась), евангельскую историю «Семь слов» и сборник мотетов «Духовная хоровая музыка».

В последний период творчества (1650–71) Шютц писал главным образом произведения эпико-драматического склада («История Рождества», «Страсти»). Если в «Истории Рождества» композитор преобразует литургический жанр евангельских чтений в оперно-ораториальном плане (приближение псалмодической речитации в партии евангелиста к речитативу secco, ариозно-декламационный характер сольного пения, использование инструментальных тембров для характеристики персонажей), то в написанных a cappella «Страстях» Шютц строго придерживается респонсорной хоральной формы. Однако и в «Страстях» Шютц достигает небывалой индивидуализации традиционных средств выражения, добиваясь уникальной для своего времени драматизации этого жанра. В крупнейшем хоровом произведении этого периода — «12 духовных песнопениях», — как и в «Страстях», Шютц обращается к средне-вековым интонационным истокам. В 1671 композитор создаёт своё последнее сочинение — «119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата», где ещё раз использует приёмы многохорного концертирования, восходящие к Габриели.

В своём творчестве Шютц самобытно синтезирует традиционное и новаторское, национальные истоки и иноземные влияния, подчиняя все аспекты композиторского мастерства наиболее впечатляющему воплощению эмоционально- понятийного содержания, заключённого в поэтическом тексте. При этом первостепенное внимание он уделяет различным формам музыкальной декламации, являющейся у него своеобразным сплавом речевых и распевных интонаций.

Шютц был основателем композиторской школы, сыгравшей важную роль в развитии немецкой музыкальной культуры. Среди его учеников — М. Векман, К. Бернхард, И. Тейле.

Сочинения:

опера Дафна (1627, замок Хартенфельс, близ Торгау; сохранилось только либретто); балеты — Орфей и Эвридика (1638, Дрезден; музыка не сохранилась), Парис и Елена (1650, там же; музыка не сохранилась); вокальные и вокально-инструментальные произведения (указаны в основном годы издания) — итальянские мадригалы (1611), Псалмы Давида (1619), История Воскресения (Auferstehungshistorie, 1623), Священные песнопения (Cantiones Sacrae, 1625), Беккеровская псалтырь (псалмы Давида в нем. переводе К. Беккера; 1628), Священные симфонии (Symphoniae Sacrae, 3 т.; 1629, 1647, 1650), Заупокойные песнопения (Musikalische Exequien, 1636), Маленькие духовные концерты (т. 1–2; 1636, 1639), Семь слов (Die sieben Worte Jesu Christi am Kreuz, соч. 1645?), Духовная хоровая музыка (1648), Страсти по Луке (Lucaspassion, соч. ок. 1653), 12 духовных песнопений (1657), История Рождества (Weihnachtshistorie, 1664), Страсти по Иоанну (Johannespassion, соч. ок. 1666), Страсти по Матфею (Matthauspassion, соч. ок. 1666), 119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата (соч. 1671), концерты, псалмы, диалоги, мотеты, мадригалы, арии, песни и др.

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789, М., 1940, с. 288–95; Штейнгард В. М., Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества, М., 1980.

В. М. Штейнгард
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Панчо Владигеров Композиторы
Робер Планкетт Композиторы

Публикации

Словарные статьи

Немецкая музыка 12.01.2011 в 15:11

рекомендуем

смотрите также

Реклама