Осип (Юлиан) Иванович Сенковский

Дата рождения
31.03.1800
Дата смерти
16.03.1858
Профессия
Страна
Россия

Сенковский Осип (Юлиан) Иванович (19 (31) III 1800, Виленский уезд — 4 (16) III 1858, Петербург) — русский писатель, журналист, востоковед, музыкальный критик.

Происходил из старинной польской шляхетской семьи. В 1819 окончил Виленский университет. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Африки, Азии, изучил многие восточные языки. В 1822–47 профессор Петербургского университета (кафедра арабского, персидского и турецкого языков). Был близок к деятелям польского освободительного движения, сотрудничал (в 1-й пол. 20-х гг.) в альманахе «Полярная звезда» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Отличался разносторонностью художественных интересов. В 1834–47 редактор-издатель журнала «Библиотека для чтения» (номинально до 1856).

В своей журналистской деятельности (псевдоним Барон Брамбеус) уделял большое внимание музыке, которой особенно увлёкся в 40-х гг. В это время дом Сенковского был одним из известных музыкальных салонов Петербурга; его посещали многие русские и зарубежные музыканты, в т. ч. братья Виельгорские, В. Ф. Одоевский, Ф. Лист, С. Тальберг. Сенковский был дружен с М. И. Глинкой.

Автор многих музыкально-критических статей, тонкий и проницательный знаток музыки, Сенковский наряду с В. П. Боткиным, Н. А. Мельгуновым, М. Д. Резвым способствовал развитию русской музыкально-критической мысли 1-й половины 19 в. Написал одну из первых статей об опере Глинки «Руслан и Людмила» («Библиотека для чтения», 1842, т. 54, No 9), демонстрировавшую его прогрессивные взгляды. Полемизировал с Ростиславом (Ф. М. Толстым), отчасти с А. Д. Улыбышевым по вопросам эстетических критериев в оценке ряда музыкальных явлений (в частности, творчества Дж. Верди) и отношения к вкусам публики, отстаивая общедоступность музыки. Писал о В. А. Моцарте, Г. Берлиозе, Листе, Р. Вагнере, о пианистическом искусстве А. Г. Рубинштейна, Н. В. Погожевой, о скрипаче С. О. Таборовском и др.

Принимал участие (написал ряд статей) в «Энциклопедическом лексиконе», изд. Плюшаром (с 12-го тома его главный редактор). В статье «Гармония в музыке» обосновывал первостепенное значение мелодии («Всю мысль композитора заключает в себе мелодия: она содержание и смысл музыкального творения»), сравнивая её с рисунком, а гармонию — с колоритом в живописи. В капитальной статье «Основные понятия о музыке как искусстве, необходимые для всякого желающего судить о ее произведениях» («Библиотека для чтения», 1848, т. 86, кн. 2, т. 87, кн. 3–4) высказал ряд глубоких мыслей о связях музыкальной и речевой интонаций.

Занимался также музыкальной акустикой, изобретал новые музыкальные инструменты (клавир-оркестр, усовершенствованная скрипка и т. п.). Н. А. Римский-Корсаков на сюжет арабской сказки Сенковского написал свою симфоническую сюиту (2-ю симфонию) «Антар».

Сочинения: Собр. соч., т. 1–9, СПБ, 1858–59.

Литература: (Клавир-оркестр, новый музыкальный инструмент, изобретенный в Петербурге), «Северная пчела», 1845, No 283; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. Биографические записки его жены, СПБ, 1858; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1 (совм. с Протопоповым В. В.), вып. 2, М., 1966–67.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Коул Портер Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама