Стереофония

Категории словаря

букв. — пространственное звучание, от греч. stereos — объёмный, пространственный и ponn — звук

Способ телефонии и радиовещания, а также звукозаписи и её воспроизведения, при к-рых сохраняется характер звучания, отражающий пространственное расположение разл. источников звука и их перемещение. Человек судит о расположении звуковых источников в пространстве в связи с различием их воздействия на правое и левое ухо; в физиологии это наз. бинауральным эффектом. В зависимости от угла, образующегося между волновым фронтом звучания и головой слушателя, разл. слышимость правым и левым ухом определяется как разностью фаз воспринимаемых звуковых волн, так и ослаблением звучания в результате его частичного экранирования головой слушателя. В телефонии и радиотелефонии стереоэффект достигается посредством применения двухканальной передачи от двух отд. микрофонов (помещаемых на нек-ром расстоянии друг от друга) и её воспроизведения с помощью двух отд. телефонов или двух динамиков (акустич. колонок). Для стереофонич. звукозаписи применяются два расположенных на расстоянии микрофона с отд. усилителями и двумя синхронными звукозаписывающими каналами. В стереограмзаписи оба сигнала фиксируются на одной бороздке. Резец стереорекордера колеблется под воздействием двух магнитных или пьезо-электрич. сил, направленных относительно друг друга под углом 90°. Звуковоспроизведение осуществляется особым адаптерным устройством и двумя отд. усилителями с динамиками, установленными в зависимости от размера помещения и расстояния до слушателей. Для кинофильмов стереозапись производится оптич. методом по краю плёнки способами переменной ширины или плотности отпечатываемого сигнала на двух дорожках, соответствующих двум микрофонам. Магнитная стереозапись производится с помощью двух разнесённых микрофонов с отд. усилителями и магнитными записывающими головками на двух дорожках плёнки, а стерео-воспроизведение - с помощью отд. усилителей от двух магнитных головок и двух акустич. колонок, установленных на требуемом расстоянии. Для эстр. стереофонич. усиления применяются иногда три отдельных микрофонно-усилительных и звуковос- производящих канала; три акустич. колонки располагаются по ширине эстрады.

Стереофонич. звукозапись приближает восприятие музыки к тому, к-рое осуществляется при непосредств. слушании её исполнения в конц. зале. Степень значимости достигаемого с её помощью стереофонич. эффекта зависит от принадлежности данного сочинения к той или иной историч. эпохе, к тому или иному жанру, а также от его стилистич. особенностей и исполнит. состава. Так, в 18-19 вв. композиторы стремились к возможно большей слитности звучания разл. групп оркестра, что находило отражение в размещении исполнителей ("рассадке" оркестра). Одноканальная запись таких произв. ещё более увеличивает слитность звучания орк. групп, а стереофоническая сохраняет их реальную пространств, рассредоточенность. Однако при записи музыки, в к-рой так или иначе используются пространств, эффекты (это относится гл. обр. к муз. творчеству 20 в.; см. Пространственная музыка), роль С. возрастает. С 70-х гг. 20 в., помимо обычной стереофонической, применяют также четырёхканальную, квадрофоническую звукозапись, при к-рой четыре микрофона (при записи) и четыре акустич. колонки (при воспроизведении) располагаются по углам квадрата или прямоугольника, в центре к-рого находится исполнитель (исполнители) и, соответственно, слушатель. За рубежом (ФРГ, Великобритания, США и др.) начаты квадрофонич. радиопередачи, выпускаются квадрофонич. радиоприёмники, усилители, магнитофоны, электропроигрыватели и грампластинки. С. для вертикальной ориентировки звучания пока не получила практич. применения.

Литература: Горон И. E., Радиовещание, М., 1944; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964; Римский-Корсаков А. В., Электроакустика, М., 1973; Pурдуев В. В., Стереофония и многоканальные звуковые системы, М., 1973; Stravinsky I., (О стереофонии), в кн.: Memories and commentaries, N. Y., 1960 (рус. пер. - в кн.: Стравинский И., Диалоги, Л., 1971, с. 289-91).

Л. С. Термен

Категории словаря

реклама

вам может быть интересно

Piano, пиано Термины и понятия
Тюйдук Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Жалейка Музыкальные инструменты
Нигерийская музыка Национальные культуры
Армянская музыка Национальные культуры
Марокканская музыка Национальные культуры
Тамбурин Музыкальные жанры
Швейцарский балет Балет и танец
Strambotto, страмбoтто Термины и понятия
Марш Музыкальные жанры
Фисгармония Музыкальные инструменты
Капелла Термины и понятия

Реклама