Карлхайнц Штокхаузен

Karlheinz Stockhausen

Дата рождения
22.08.1928
Дата смерти
05.12.2007
Профессия
Страна
Германия
Карлхайнц Штокхаузен

Немецкий композитор, музыкальный теоретик и мыслитель, один из крупнейших представителей послевоенного музыкального авангарда. Родился в 1928 году в городке Медрат неподалеку от Кельна. В 1947-51 годах учился в Кельнской высшей школе музыки. Сочинять начал с 1950 года, стал активным участником Дармштадтских Международных летних курсов новой музыки (где впоследствии преподавал в течение многих лет). В 1952-53 занимался в Париже у Мессиана и работал в Студии «конкретной музыки» Пьера Шеффера. В 1953 году начал работу в Кельнской студии электронной музыки Западногерманского Радио (впоследствии руководил ею в 1963-73 годах). В 1954-59 был одним из редакторов музыкального журнала «Ряд» (Die Reihe), посвященного вопросам современной музыки. В 1963 году основал Кельнские курсы новой музыки и до 1968 года занимал должность их художественного руководителя. В 1970-77 был профессором композиции в Кельнской высшей школе музыки.

В 1969 году основал собственное «Издательство Штокхаузен» (Stockhausen Verlag), где выпускал все свои новые партитуры, а также книги, записи, буклеты, проспекты и программы. На Всемирной выставке в Осаке (1970), где Штокхаузен представлял Западную Германию, для его электроакустического проекта Expo был выстроен специальный павильон в форме шара. С 1970-х годов вел затворнический образ жизни в окружении семьи и близких по духу музыкантов в городке Кюртен. Выступал исполнителем собственных сочинений – как с симфоническими оркестрами, так и с собственным «семейным» коллективом. Писал и издавал эссе о музыке, собранные под общим названием «Тексты» (в 10 томах). С 1998 года в Кюртене каждое лето проводятся Международные курсы композиции и интерпретации музыки Штокхаузена. Композитор скончался 5 декабря 2007 года в Кюртене. Его именем названа одна из площадей города.

В творчестве Штокхаузен пережил несколько поворотов. В начале 1950-х годов он обращается к сериализму и пуантилизму. С середины 1950-х годов – к электронной и «пространственной» музыке. Одним из высших его достижений этого периода стали «Группы» (1957) для трех симфонических оркестров. Затем он стал развивать «форму моментов» (Momentform) – разновидность «открытой формы» (которую Булез называл алеаторикой). Если в 1950-х – начале 1960-х годов творчество Штокхаузена развивалось в духе научно-технического прогрессизма той эпохи, то с середины 1960-х оно меняется под влиянием эзотерических настроений. Композитор посвящает себя «интуитивной» и «всемирной» музыке, где стремится к соединению музыкального и духовного начал. Его продолжительные по времени композиции соединяют свойства ритуала и перформанса, а «Мантра» для двух фортепиано (1970) строится по принципу «универсальной формулы».

К периоду «формульных композиций» Штокхаузена относится и грандиозный оперный цикл «Свет. Семь дней недели» на символическо-космогонический сюжет, который автор создавал с 1977 по 2003 гг. Общая продолжительность цикла из семи опер (с названиями каждой по дням недели – отсылающими нас к образу семи дней Творения) занимает почти 30 часов и превосходит вагнеровское «Кольцо нибелунга». Последним, незавершенным творческим проектом Штокхаузена стал «Звук. 24 часа дня» (2004-07) – 24 сочинения, каждое из которых должно исполняться в один из 24 часов суток. Еще одним важным жанром Штокхаузена стали его композиции для фортепиано, которые он так и называл «фортепианные пьесы» (Klavierstücke). 19 сочинений под таким названием, созданные начиная с 1952 по 2003 год, отражают все основные периоды творчества композитора.

В 1974 году Штокхаузен стал кавалером ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», затем – командором Ордена искусств и литературы (Франция, 1985), лауреатом Музыкальной премии Эрнста фон Сименса (1986), почетным доктором Берлинского Свободного университета (1996), членом ряда зарубежных академий. В 1990 году Штокхаузен приезжал в СССР со своими музыкантами и акустической аппаратурой в рамках юбилейного музыкального фестиваля к 40-летию ФРГ.

Источник: meloman.ru

реклама

вам может быть интересно

Джордже Энеску Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама