Столерман Самуил Александрович (9 (21) XII 1874, г. Кяхта — 22 XII 1949, Киев) — советский дирижер. Заслуженный артист Грузинской ССР (1924), Народный артист УССР (1937).
С 1905 брал уроки дирижирования у В. И. Сафонова в Москве. Дирижерскую деятельность начал в середине 1890-х гг.: работал в труппе Народного дома (Москва), затем в Красноярске, Владивостоке, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927–44 главный дирижер Одесского, в 1944–49 Украинского театров оперы и балета. Способствовал становлению национального оперного искусства в Грузии (под его руководством были поставлены оперы «Сказание о Шота Руставели» Аракишвили, «Дареджан Коварная» М. Валанчивадзе, «Кето и Котэ» и «Лейла» Долидзе), Азербайджане («Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Шах Сенем» Глиэра), на Украине («Тарас Бульба» Лысенко, в новой редакции Л. Н. Ревуцкого; «Разлом» Фемелиди, «Золотой обруч» Лятошинского, «В плену у яблонь» Чишко, «Трагедийная ночь» Данькевича). Оперу «Алмаст» Спендиарова Столерман поставил в Одессе (на укр. яз., 1930), Тбилиси (на груз. яз., 1932), Ереване (на открытии Армянского театра оперы и балета, на арм. яз., 1933).
Был тонким интерпретатором многих опер классического репертуара, в первую очередь произведений русских композиторов («Борис Годунов», «Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Майская ночь» и др.). Среди постановок произведения западно-европейских композиторов — «Аида», «Лоэнгрин», «Кармен», «Севильский цирюльник».
Сочинения: Miй творчий шлях за сорок рокiв, «Радянська музика», 1937, No 6–7.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Имя этого артиста неразрывно связано с расцветом музыкального театра нескольких республик. Неуемная энергия и способность постигать характер и стиль национальных музыкальных культур сделали его замечательным соратником композиторов Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, давшим сценическую жизнь многим произведениям.
Необычным путем пришел к дирижерской профессии сын бедного портного, родившийся в дальневосточном городке Кяхта. В раннем детстве познал он тяжелый труд, нужду и лишения. Но однажды, услышав игру слепого скрипача, юноша почувствовал, что в музыке его призвание. Он пешком прошел сотни километров — до Иркутска — и сумел поступить в военный духовой оркестр, где прослужил восемь лет. В середине 90-х годов Столерман впервые попробовал себя как дирижер за пультом струнного оркестра драматического театра. После этого он работал в странствующей опереточной труппе, а затем начал дирижировать и операми.
В 1905 году Столерман впервые приехал в Москву. На него обратил внимание В. Сафонов, который помог молодому музыканту получить место дирижера в театре Народного дома. Поставив здесь «Руслана» и «Царскую невесту», Столерман получил предложение отправиться в Красноярск и возглавить там симфонический оркестр.
С необычайной интенсивностью развернулась деятельность Столермана после революции. Работая в театрах Тифлиса и Баку и затем, возглавляя оперные театры Одессы (1927—1944) и Киева (1944—1949), он не порывает связей с республиками Закавказья, много концертирует повсюду. С необычайной энергией берется артист за постановку новых опер, знаменующих собой рождение национальных музыкальных культур.
В Тбилиси под его управлением впервые увидели свет рампы «Сказание о Шота Руставели» Д. Аракишвили, «Коварная Тамара» М. Баланчивадзе, «Кэто и Котэ» и «Лейла» В. Долидзе в 1919—1926 годах. В Баку он осуществил постановки опер «Аршин мал алан» и «Шах Сенем». На Украине при его участии состоялись премьеры опер «Тарас Бульба» Лысенко (в новой редакции), «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» («Захар Беркут») Лятошинского, «В плену у яблонь» Чишко, «Трагедийная ночь» Данькевича.
Одна из любимейших опер Столермана — «Алмаст» Спендиарова: в 1930 году он ставит ее впервые в Одессе, на украинском языке; два года спустя — в Грузии и, наконец, в 1933 году дирижирует в Ереване на первом представлении оперы в день открытия первого в Армении оперного театра.
Наряду с этой огромной работой Столерман регулярно ставит и классические оперы: «Лоэнгрин», «Севильский цирюльник», «Аида», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Майская ночь», «Иван Сусанин», «Пиковая дама» и другие. Все это убедительно свидетельствует о широте творческих интересов артиста.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.