Самуил Александрович Столерман

Дата рождения
21.12.1874
Дата смерти
22.12.1949
Профессия
Страна
Россия, СССР

Столерман Самуил Александрович (9 (21) XII 1874, г. Кяхта — 22 XII 1949, Киев) — советский дирижер. Заслуженный артист Грузинской ССР (1924), Народный артист УССР (1937).

С 1905 брал уроки дирижирования у В. И. Сафонова в Москве. Дирижерскую деятельность начал в середине 1890-х гг.: работал в труппе Народного дома (Москва), затем в Красноярске, Владивостоке, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927–44 главный дирижер Одесского, в 1944–49 Украинского театров оперы и балета. Способствовал становлению национального оперного искусства в Грузии (под его руководством были поставлены оперы «Сказание о Шота Руставели» Аракишвили, «Дареджан Коварная» М. Валанчивадзе, «Кето и Котэ» и «Лейла» Долидзе), Азербайджане («Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Шах Сенем» Глиэра), на Украине («Тарас Бульба» Лысенко, в новой редакции Л. Н. Ревуцкого; «Разлом» Фемелиди, «Золотой обруч» Лятошинского, «В плену у яблонь» Чишко, «Трагедийная ночь» Данькевича). Оперу «Алмаст» Спендиарова Столерман поставил в Одессе (на укр. яз., 1930), Тбилиси (на груз. яз., 1932), Ереване (на открытии Армянского театра оперы и балета, на арм. яз., 1933).

Был тонким интерпретатором многих опер классического репертуара, в первую очередь произведений русских композиторов («Борис Годунов», «Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Майская ночь» и др.). Среди постановок произведения западно-европейских композиторов — «Аида», «Лоэнгрин», «Кармен», «Севильский цирюльник».

Сочинения: Miй творчий шлях за сорок рокiв, «Радянська музика», 1937, No 6–7.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Имя этого артиста неразрывно связано с расцветом музыкального театра нескольких республик. Неуемная энергия и способность постигать характер и стиль национальных музыкальных культур сделали его замечательным соратником композиторов Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, давшим сценическую жизнь многим произведениям.

Необычным путем пришел к дирижерской профессии сын бедного портного, родившийся в дальневосточном городке Кяхта. В раннем детстве познал он тяжелый труд, нужду и лишения. Но однажды, услышав игру слепого скрипача, юноша почувствовал, что в музыке его призвание. Он пешком прошел сотни километров — до Иркутска — и сумел поступить в военный духовой оркестр, где прослужил восемь лет. В середине 90-х годов Столерман впервые попробовал себя как дирижер за пультом струнного оркестра драматического театра. После этого он работал в странствующей опереточной труппе, а затем начал дирижировать и операми.

В 1905 году Столерман впервые приехал в Москву. На него обратил внимание В. Сафонов, который помог молодому музыканту получить место дирижера в театре Народного дома. Поставив здесь «Руслана» и «Царскую невесту», Столерман получил предложение отправиться в Красноярск и возглавить там симфонический оркестр.

С необычайной интенсивностью развернулась деятельность Столермана после революции. Работая в театрах Тифлиса и Баку и затем, возглавляя оперные театры Одессы (1927—1944) и Киева (1944—1949), он не порывает связей с республиками Закавказья, много концертирует повсюду. С необычайной энергией берется артист за постановку новых опер, знаменующих собой рождение национальных музыкальных культур.

В Тбилиси под его управлением впервые увидели свет рампы «Сказание о Шота Руставели» Д. Аракишвили, «Коварная Тамара» М. Баланчивадзе, «Кэто и Котэ» и «Лейла» В. Долидзе в 1919—1926 годах. В Баку он осуществил постановки опер «Аршин мал алан» и «Шах Сенем». На Украине при его участии состоялись премьеры опер «Тарас Бульба» Лысенко (в новой редакции), «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» («Захар Беркут») Лятошинского, «В плену у яблонь» Чишко, «Трагедийная ночь» Данькевича.

Одна из любимейших опер Столермана — «Алмаст» Спендиарова: в 1930 году он ставит ее впервые в Одессе, на украинском языке; два года спустя — в Грузии и, наконец, в 1933 году дирижирует в Ереване на первом представлении оперы в день открытия первого в Армении оперного театра.

Наряду с этой огромной работой Столерман регулярно ставит и классические оперы: «Лоэнгрин», «Севильский цирюльник», «Аида», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Майская ночь», «Иван Сусанин», «Пиковая дама» и другие. Все это убедительно свидетельствует о широте творческих интересов артиста.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Генрик Венявский Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Люсиль Гран Танцовщики
Порфирий Писатели
Дариюс Мийо Композиторы
Вернер Эгк Композиторы
Юджин Лист Пианисты
Гектор Берлиоз Композиторы

Реклама