Джордж Селл

George Szell

Дата рождения
07.06.1897
Дата смерти
30.07.1970
Профессия
Страна
Венгрия, США

Джордж Селл / George Szell

Чаще всего дирижеры становятся во главе лучших коллективов, уже достигнув мировой славы. Джордж Селл — исключение из этого правила. Когда он более двадцати лет тому назад возглавил Кливлендский оркестр, его известность была сравнительно невелика; правда, и «кливлендцы» хотя и пользовались неплохой репутацией, завоеванной им Родзинским, но не входили в элиту американских оркестров. Дирижер и оркестр словно были созданы друг для друга, и теперь, спустя два десятилетия, они по праву завоевали всеобщее признание.

Впрочем, Селл был, конечно, не случайно приглашен на пост главного дирижера — его хорошо знали в США как высокопрофессионального музыканта и прекрасного организатора. Эти качества выработались у дирижера за многие десятилетия артистической деятельности. Чех по происхождению, Селл родился и получил музыкальное образование в Будапеште и в четырнадцать лет выступил солистом в публичном концерте, исполнив Рондо для фортепиано с оркестром собственного сочинения. А в шестнадцать лет Селл уже дирижировал Венским симфоническим оркестром. Вначале его дирижерская, композиторская и пианистическая деятельность развивались параллельно; он совершенствовался у лучших педагогов, брал уроки у Й.-Б. Ферстера и М. Регера. Когда семнадцатилетний Селл продирижировал в Берлине исполнением своей симфонии и сыграл Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, его услышал Рихард Штраус. Это решило судьбу музыканта. Прославленный композитор рекомендовал его дирижером в Страсбург, и с тех пор начался долгий период кочевой жизни Селла. Он работал со многими отличными оркестрами, добивался отличных художественных результатов, но... каждый раз ему приходилось по разным обстоятельствам оставлять своих подопечных и переезжать на новое место. Прага, Дармштадт, Дюссельдорф, Берлин (здесь он проработал дольше всего — шесть лет), Глазго, Гаага — вот некоторые, наиболее продолжительные «остановки» на его творческом пути.

В 1941 году Селл переехал в США. Однажды Артуро Тосканини пригласил его дирижировать своим оркестром «Эн-би-си», и это принесло ему успех и множество приглашений. Четыре года он работает в «Метрополитен-опера», где ставит несколько ярких спектаклей («Саломея» и «Кавалер роз» Штрауса, «Тангейзер» и «Кольцо нибелунга» Вагнера, «Отелло» Верди). Затем началась работа с Кливлендским оркестром. Именно здесь, наконец, смогли проявиться лучшие качества дирижера — высокая профессиональная культура, умение добиваться технического совершенства и стройности исполнения, широкий кругозор. Все это в свою очередь помогло Селлу за короткий срок поднять уровень игры коллектива на большую высоту. Селл добился к тому же увеличения численности оркестра (с 85 до 100 с лишним музыкантов); при оркестре был создан постоянный хор, который возглавил талантливый дирижер Роберт Шоу. Разносторонность дирижера способствовала всемерному расширению репертуара оркестра, который включает многие монументальные творения классиков — Бетховена, Брамса, Гайдна, Моцарта. Их творчество и составляет основу программ дирижера. Значительное место в его репертуаре занимает также чешская музыка, особенно близкая его художественной индивидуальности.

Селл охотно исполняет русскую музыку (особенно Римского-Корсакова и Чайковского) и произведения современных авторов. За последнее десятилетие Кливлендский оркестр под руководством Селла успешно показал себя на международной арене. Он дважды совершил большие гастрольные турне по Европе (в 1957 и 1965 годах). Во время второй поездки оркестр несколько недель выступал в нашей стране. Советские слушатели по достоинству оценили высокое мастерство дирижера, его безупречный вкус, способность бережно донести до аудитории замыслы композиторов.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама