Тамтам (там-там)

Категории словаря

термин, основанный на звукоподражании, заимствован из языков народов Индии; франц. и итал. tam-tam, нем. Tam-Tam

Ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. сплавов, в к-рые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. из-за его значит. тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. наконечником (от материала к-рого зависит окраска звука). Т. издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук "колокольного" оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. нотируется на 1 линейке ("нитке"). Звучание Т. может быть разл. мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. поэмы "Что слышно на горе" Листа, 1856; "Смерть и просветление" Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. дерев. палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло.

Т. впервые введён в состав симф. оркестра в последней четв. 18 в. ("Траурный марш на смерть Мирабо" Ф. Ж. Госсека, 1791; опера "Ромео и Джульетта" Штейбельта, 1793). В рус. орк. музыке Т. впервые применил О. А. Козловский ("Реквием" на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова "Фингал", 1805). Звучность Т. привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. обр. в изобразит. целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. получил широкое распространение в симф. музыке ("Данте-симфония", 1857, симф. поэмы Ф. Листа; симфония "Манфред", 1885, фантазия "Франческа да Римини", 1878, балеты и др. соч. П. И. Чайковского; симф. картина "Садко", 1867, симфония "Антар", 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата "Весна", 1902, "Колокола", 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова). Разнообразно применяли Т. композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. называют также деревянный африканский барабан.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 272; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Дмитриев Г., Ударные инструменты, М., 1973, с. 66-68; Панаиотов А., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 81-84.

Ю. А. Фортунатов

реклама

вам может быть интересно

Оратория Музыкальные жанры
Кларнет Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дудка Музыкальные инструменты
Датская музыка Национальные культуры
Кеманча Музыкальные инструменты
Чтение партитур Термины и понятия
Баркарола Музыкальные жанры
Григорианское пение Церковная музыка
Какофония Термины и понятия
Уругвайская музыка Национальные культуры
Гармонизация Термины и понятия
Ballotte, баллотте Балет и танец

Реклама