франц. tapeur, от taper — хлопать, стучать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле
\1) Музыкант, преим. пианист, играющий за плату на танц. вечерах и балах, в танцклассах, гимнастич. залах и др. Характерные особенности исполнит. манеры Т. определены прикладным, не художеств. характером исполняемой музыки.
\2) В переносном смысле - механично играющий пианист.
\3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.
Первоначально игра Т. была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции Т. усложнялись и трансформировались. Киноиллюстратор должен был владеть иск-вом импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия. В больших кинотеатрах Т. нередко играл в сопровождении инстр. ансамбля или с оркестром под упр. кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов (Т.) создавались спец. курсы, напр. Гос. курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и орк. компиляторов (1927, Москва); издавались спец. "Кинотеки" - сб-ки небольших пьес, пригодных для иллюстрации определ. фрагментов фильма. Впоследствии эти пьесы, число к-рых во всём мире достигло неск. тысяч, были каталогизированы в соответствии с эпизодами, к-рые они иллюстрировали. Для синхронизации исполнения киноиллюстратора (и кинодирижёра) были сконструированы синопюпитр и муз. хронометр (ритмоном, 1926) - аппарат, в к-ром в определённом (регулируемом) темпе движется партитура либо ритмич. или мелодич. строчка исполняемой музыки.
С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия Т. почти исчезла.
Литература: Н. С., Музыка в кинотеатре, "Советский экран", 1925, No 12; Бугославский С., Mессман В., Музыка и кино... Принципы и методы киномузыки. Опыт киномузыкальной композиции, М., 1926; Шостакович Д., О музыке к "Новому Вавилону", "Советский экран", 1929, No 11; Первые московские государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов, в кн.: Киносправочник, М.-Л., 1929, с. 343-45; Erdmann H., Веcce D., Brav L., Allgemeines Handbuch der Film-Musik, B.-Lichterfelde - Lpz., 1927 (рус. пер. - Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л., Музыка фильма. Пособие по киномузыке, М., 1930); London К., Film music, L., 1936 (рус. пер. - Лондон К., Музыка фильма, М.-Л., 1937, с. 23-54); Manvеll R., The film and the public, Harmondsworth, 1955 (рус. пер. - Mэнвелл Р., Кино и зритель, М., 1957, гл.: Музыка и немые фильмы, с. 45-48); Lissa Z., Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. - Лиссa З., Эстетика киномузыки, М., 1970, с. 33-35); Kracauer S., Theory of film, N. Y. - Oxf., 1965 (рус. пер. - Кракауэр З., Природа фильма, М., 1974, с. 189-90).
А. Т. Тевосян