Тапёр

Категории словаря

Тапёр (франц. tapeur, от taper — хлопать, стучать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).

1) Музыкант, преимущественно пианист, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, в танцклассах, гимнастических залах и др. Характерные особенности исполнительской манеры тапёра определены прикладным, не художественным характером исполняемой музыки.

2) В переносном смысле — механично играющий пианист.

3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.

Первоначально игра тапёра была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции Т. усложнялись и трансформировались. Киноиллюстратор должен был владеть иск-вом импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия. В больших кинотеатрах Т. нередко играл в сопровождении инстр. ансамбля или с оркестром под упр. кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов (Т.) создавались спец. курсы, напр. Гос. курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и орк. компиляторов (1927, Москва); издавались спец. «Кинотеки» — сб-ки небольших пьес, пригодных для иллюстрации определ. фрагментов фильма. Впоследствии эти пьесы, число к-рых во всём мире достигло неск. тысяч, были каталогизированы в соответствии с эпизодами, к-рые они иллюстрировали. Для синхронизации исполнения киноиллюстратора (и кинодирижёра) были сконструированы синопюпитр и муз. хронометр (ритмоном, 1926) — аппарат, в к-ром в определённом (регулируемом) темпе движется партитура либо ритмич. или мелодич. строчка исполняемой музыки.

С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия тапёра почти исчезла.

Литература: Н. С., Музыка в кинотеатре, «Советский экран», 1925, No 12; Бугославский С., Mессман В., Музыка и кино… Принципы и методы киномузыки. Опыт киномузыкальной композиции, М., 1926; Шостакович Д., О музыке к «Новому Вавилону», «Советский экран», 1929, No 11; Первые московские государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов, в кн.: Киносправочник, М.-Л., 1929, с. 343–45; Zamecnik J. S., Sam fox moving picture music. Volumes of piano music for silent film accompanists, N. Y., 1913; Trystan L., Kino i muzyka, «Kinema», 1922, No 24; Erdmann H., Веcce D., Brav L., Allgemeines Handbuch der Film-Musik, B.-Lichterfelde — Lpz., 1927 (рус. пер. — Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л., Музыка фильма. Пособие по киномузыке, М., 1930); London К., Film music, L., 1936 (рус. пер. — Лондон К., Музыка фильма, М.-Л., 1937, с. 23–54); Manvеll R., The film and the public, Harmondsworth, 1955 (рус. пер. — Mэнвелл Р., Кино и зритель, М., 1957, гл.: Музыка и немые фильмы, с. 45–48); Lissa Z., Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. — Лиссa З., Эстетика киномузыки, М., 1970, с. 33–35); Kracauer S., Theory of film, N. Y. — Oxf., 1965 (рус. пер. — Кракауэр З., Природа фильма, М., 1974, с. 189–90).

А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Увеличение Теория музыки
Квинтовый круг Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Хроматическая гамма Теория музыки
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка
Унисон Теория музыки
Оперные театры Опера, вокал, пение
Искусство Термины и понятия
Мелодекламация Термины и понятия
Музыковедение Термины и понятия
Полиритмия Теория музыки

Реклама