Тавризиан Микаэл Арсеньевич (14 (27) V 1907, Баку — 17 X 1957, Ереван) — советский дирижер. Народный артист СССР (1956). Лауреат Сталинских премий (1946, 1951). Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва.
В 1923–26 учился в Бакинской консерватории по классу скрипки; окончил Ленинградскую консерваторию по классам альта (1932) и дирижирования (у А. В. Гаука, 1934). С 1926 работал альтистом в симфонических оркестрах и оперных театрах Ленинграда. С 1934 артист оркестра и дирижер Грузинского театра оперы и балета.
С 1935 дирижёр, с 1938 главный дирижёр, с 1946 художественный руководитель Армянского театра оперы и балета, где дирижировал многими операми западно-европейских, армянских и советских композиторов, в т. ч. первыми постановками: «Тапарникос» Айвазяна (1938), «Лусабацин» (1938) и «Героиня» (1950; Сталинская премия, 1951) Степаняна, «Ануш» (1939) и «Давид-Бек» (1956) Тиграняна, «Аршак II» Чухаджяна (1945; Сталинская премия, 1946), подготовил к постановке «Арцваберд» Бабаева (1957).
В 1948 дирижировал спектаклями «Риголетто» и «Иоланта» в Большом театре. Выступал как симфонический дирижер. Деятельность Тавризиана сыграла большую роль в развитии армянского советского оперного искусства.
Литература: Ханджян А., Микаел Тавризян, Ер., 1957 (на арм. яз.).
Р. А. Атаян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Почти двадцать лет возглавлял Тавризиан Театр оперы и балета имени А. Спендиарова в Ереване. С его именем связаны самые значительные завоевания этого коллектива.
Молодой музыкант с юных лет мечтал о работе в театре и, живя в Баку, брал уроки дирижирования у М. Черняховского. В 1926 году он начал профессиональную деятельность в качестве альтиста в оркестре Оперной студии Ленинградской консерватории. С 1928 года Тавризиан учился в консерватории по классу альта, а в 1932 году стал студентом в дирижерском классе А. Гаука. С 1935 года он уже работает в Ереванском театре и, наконец, в 1938 году занимает здесь пост главного дирижера.
«Тавризиан — дирижер, рожденный для оперного театра, — писала критик Е. Грошева. — Он влюблен в красоту драматического пения, во все, что составляет высокий пафос музыкального спектакля». Наиболее полно развернулся талант артиста в постановках опер классического репертуара и образцев национальной музыки. Среди его наивысших достижений — «Отелло» и «Аида» Верди, «Иван Сусанин» Глинки, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Аршак Второй» Чухаджяна, «Давид-бек» А. Тиграняна.
Литература: Е. Грошева. Дирижер М. Тавризиан. «СМ», 1956, № 9.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.