Тетрахорд

Категории словаря

Тетрахорд (греч. tetraxordon, букв. — четырёхструнник, от tetra, в сложных словах — четыре и xordn — струна) — четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g — а — h — с). Особое положение тетрахорда среди монодических ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования — линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно — с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов — кварта, «первый» консонанс (Гаудентий; см. Janus С., «Musici scriptores graeci», p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны («неподвижные» — estotes, «гестуты») являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi — «кинэмены») могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них — октавные лады, т. н. «гармонии»).

Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры — октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой.

Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т.

Тетрахорд

В структуре звукорядов, характерных для рус. нар. мелодики, Т. того или иного интервального состава является одним из важнейших составных элементов. В нек-рых образцах древнейших мелодий звукоряд песни ограничивается Т. (см. Звуковая система). Структура обиходного звукоряда, образованная трихордами «тон-тон» с интервалом кварты между звуками, занимающими одинаковое положение в смежных трихордах, отражает внеоктавный принцип и может быть представлена как сцепление тетрахордов «тон-тон-полутон» (см. Совершенная система).

Литература: Janus С., Musici scriptores graeci, Lpz., 1895, reprografischer Nachdruck, Hildesheim, 1962; Musica enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, reprogralischer Nachdruck, Hildesheim, 1963.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Клавиатура Музыкальные инструменты
Пассакалья Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Соната Музыкальные жанры и формы
Аплодисменты Термины и понятия
Индийская музыка Национальные культуры
Древнеримская музыка Национальные культуры
Pas marche, па марше Балет и танец
Малавийская музыка Национальные культуры
Spiccato, спиккaто Теория музыки
Автограф Термины и понятия

Реклама