Уильям Уолтон. Кантата «Пир Валтасара»

Композитор
Год создания
1931
Дата премьеры
08.10.1931
Жанр
Страна
Англия
Рембрандт. «Пир Валтасара»

«Пир Валтасара» (англ. Belshazzar's Feast) — кантата английского композитора Уильяма Уолтона (1931).

Кантатно-ораториальный жанр неизменно привлекал внимание английских композиторов. Не стал исключением и Уильям Уолтон, в 1931 г. он создал монументальное сочинение «Пир Валтасара». Сам автор определил его как кантату, но по масштабу произведение приближается к оратории, хотя первоначальный замысел выглядел сравнительно скромно: компания ВВС заказала Уолтону сочинение для небольшого хора, одного солиста и оркестра, состоявшего из полутора десятка исполнителей, но в процессе работы композитор ощутил, что ему тесно в установленных рамках.

Сюжет кантаты позаимствован из Библии, точнее – из Книги Даниила, а главным героем произведения является Валтасар – последний халдейский царь Вавилонии. В Ветхом Завете описывается кощунственный поступок Валтасара: во время роскошного ночного пира он распорядился подать вино в священных сосудах, которые его отец Навуходоносор вывез из храма, когда захватил Иерусалим. Такое святотатство не могло остаться безнаказанным. На стене царского дворца возникла надпись, начертанная незримой рукой: «Мене, мене, текел, упарсин», что в переводе с арамейского означает: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Никто не мог сказать царю, что это означает, и только пророк Даниил сумел истолковать странную и страшную надпись: Бог «исчислил» правление Валтасара, подведя ему итог, и «взвесил царя на весах», признав легковесным, царству его суждено разделение между персами и мидянами, а самому Валтасару – скорая гибель. Вскоре пророчество исполнилось: Вавилон был захвачен персами, а Валтасар погиб.

Масштабная композиция «Пира Валтасара» состоит из отдельных номеров (речитативов, хоров и других), но их связывает сквозное развитие. Номера группируются в крупные разделы, соответствующие этапам развития сюжета: пророчество о падении Вавилона, жалобная песнь, картина пира, явление царя, его гибель и ликующий благодарственный гимн. Некоторые разделы отделяются от предыдущих генеральными паузами, в других случаях начало нового раздела отмечается введением повествовательного речитатива.

Многие черты роднят «Пир Валтасара» с ораториями Георга Фридриха Генделя – это и обращение к библейскому сюжету, и масштабы сочинения (в особенности финального хора), и особое значение тональностей. Грандиозное звучание тройного состава оркестра и двух дополнительных групп медных духовых, размещенных слева и справа от него, заставляет вспомнить о творениях другого композитора – Гектора Берлиоза, точнее, о его Реквиеме. Сочетание мощной, «варварской» стихийности и сумрачного колорита напоминает произведения Игоря Федоровича Стравинского – в частности, с некоторыми моментами его оперы-оратории «Царь Эдип» перекликается «темный» тембр мужского хора в сочетании с низким регистром деревянных духовых, грозное звучание аккордов тромбонов и труб; переменный размер и сложный ритм с «перебоями», изобилие органных пунктов и долгое затихание перед кульминацией ассоциируются с другим сочинением Стравинского – «Симфонией псалмов».

Кантата «Пир Валтасара» изобилует яркими контрастами. Жесткие созвучия, передающие суровое пророчество, сопоставляются с гибкими мелодиями последующих хоров (песня-плач и прославление вавилонских божеств), «тяжелая» аккордовая и пластичная полифоническая фактура на протяжении произведения многократно сменяют друг друга, диатонике контрастирует длительное тональное развитие, в отдельных моментах возникают даже политональные сочетания. Напевные мелодии сопоставляются с токкатными ритмами. Многие мелодии строятся на звуках тонического трезвучия и их опевании – это не лишает их яркости и рельефности, но придает оттенок архаичности (эти мелодии уподобляются древним статуям).

Поскольку произведение оказалось в конечном итоге более масштабным, чем требовалось компании ВВС, для премьеры пришлось искать другую площадку, и стараниями дирижера Томаса Бичема «Пир Валтасара» был включен в программу музыкального фестиваля в Лидсе. Во время репетиций в музыкальных кругах британской столицы ходили слухи, что дирижер Малкольм Сарджент был вынужден отправиться в Лидс, чтобы усмирить недовольство исполнителей – это, конечно, было преувеличением, но оркестровые и хоровые партии кантаты действительно оказалась очень сложными. Несмотря на все трудности, исполнители справились с ними, премьера «Пира Валтасара» стала истинным триумфом Уильяма Уолтона, его новое сочинение сравнивали с другим знаменитым произведением кантатно-ораториального жанра, созданным в ХХ столетии – «Сном Геронтия» Эдварда Элгара. Автор одной из рецензий на «Пир Валтасара» с восторгом писал: «На нашей земле появился великий композитор, чьим возможностями нельзя установить какие-либо пределы».

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама