Марафон в Оркестрионе

Михаил Плетнёв исполнил все фортепианные концерты Бетховена

«Бетховенские академии», столь успешно начатые Российским национальным оркестром и Михаилом Плетневым при поддержке Фонда «Музыкальный олимп» в конце прошлого года, достигли первой кульминации. Все фортепианные концерты в три вечера подряд — своеобразный музыкальный марафон, требующий от участников большой выдержки и мастерства. Что касается Михаила Плетнева, то он с честью вышел из этого состязания, хотя далось ему это не так просто. Учитывая, сколько душевных сил он вкладывает в каждое выступление, какую энергетику излучает его игра, вполне объяснимы некоторые технические шероховатости, возникшие по мере продвижения цикла к финальному, Пятому концерту.

Впрочем, вся публика, добравшаяся в «Оркестрион», ощутила экстраординарность события. Такого Бетховена, столь далекого от привычных трафаретов, вряд ли услышишь еще в чьем-либо исполнении: трактовки этого артиста переворачивают все устоявшиеся современные представления о том, как надо исполнять Бетховена.

Пожалуй, главное в манере Плетнева — внимательное вслушивание в движения мелодических линий, поиски интонационного разнообразия: от певучих фраз Первого концерта к ораторской риторике — в Четвертом, где вдруг явственно проступил «мотив судьбы» и весь концерт наполнился тревожной атмосферой. Наконец, аффектированность и почти гульдовское отрывистое туше в финале Третьего концерта. При этом — стремление к абсолютной свободе высказывания, мельчайшие отклонения от темпа, создающие неповторимое дыхание и постоянное процессуальное движение внутри музыки.

Однако, если в сольных выступлениях — как пианист ли или дирижер — Плетнев, как правило, мгновенно устанавливает контакт с залом, то в концертах проявилась другая закономерность: переломным моментом оказывалась каждый раз каденция солиста в первой части концертов. Здесь, оставшись наедине с Бетховеном, он заставлял буквально замереть зал, безраздельно завладевая вниманием слушателей и уже дальше не отпуская их ни на минуту.

Для полного совершенства интерпретации не хватило столь же крупной артистической личности за дирижерским пультом РНО. Выбор кандидатуры Кристиана Ганша — австрийского музыканта, по совместительству работающего продюсером на звукозаписывающей фирме «Дойче граммофон», — представляется не слишком удачным. Дело даже не в том, что он и Плетнев словно люди с двух разных планет — по темпераменту, глубине проникновения в музыку. К.Ганш совершенно не может выступать в ансамбле, адекватно реагируя на экспромты солиста. Известно, что Плетнев многое меняет по ходу исполнения, и дирижер обязан быть морально готов в таких случаях «ловить» партнера. Но К.Ганш, напротив, потерял самообладание, и именно из-за этого возникали досадные ансамблевые огрехи, смазывавшие впечатление от изумительной игры пианиста.

А во второй вечер случилось и вовсе непредвиденное. После первого отделения объявили о замене дирижера — в связи с внезапным ухудшением самочувствия К.Ганша. В такой экстренной ситуации на сцену вышел выручать коллег валторнист РНО и по совместительству исполняющий обязанности второго дирижера Аскар Бисембин. Думается, что ему в такой момент было тоже не слишком комфортно выступать без репетиций (он вел лишь подготовительную работу с оркестром) с Плетневым. Но в отличие от Ганша Бисембин лихо провел Третий концерт, живо и точно взаимодействуя (чего так не хватало в предыдущие разы) с солистом. Триумф был полным, и зал устроил стоячую овацию музыкантам, создавшим из этого концерта настоящий шедевр.

Но на следующий день К.Ганш вернулся к своим дирижерским обязанностям, и Пятый концерт оказался лишь постскриптумом, хотя должен был стать восклицательным знаком всего трехвечерья.

Евгения Кривицкая

реклама

вам может быть интересно

«Олег для меня не окончен…» Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама