Звук моря в Дубровнике

Фестиваль «Юлиан Рахлин и друзья»

Хорватский Дубровник — сказочный перл Адриатики. Соседство с Венецией (оба в прошлом города-республики, возникшие в сходных обстоятельствах) только подчеркивает романтическое обаяние старинного городка, ведущего летопись с VII века. Соединив фантазии Александра Грина и Александра Дюма-отца, Дубровник вечером становится волшебной театральной декорацией. Ренессансные палаццо, барочные дома, маленькие площади и памятники, могучие крепости, форты и набережная — аккорд культуры.

Все наполнено ожиданием музыки и театра. Неслучайно здесь давно (с 1950 года) существует известный летний фестиваль. Однако не все еще знают о новом (с 2001 года) фестивале камерной музыки «Юлиан Рахлин и друзья». Собравший мировые имена, он проводился нынче в шестой раз. Невероятно насыщенная неделя концертов (десятки произведений и исполнителей) украсила жизнь города. Вечера в атриуме Княжеского дворца (Княжев двор, знатная достопримечательность Дубровника, напоминает атриум венецианского Палаццо дожей) — пик курортного сезона в начале сентября. При этом отдача участников фестиваля в эти жаркие дни была далека от размеренного отдыха.

Напряжение давало разные результаты, большей частью превосходные. Особенно удались первые четыре программы (в последние дни фестиваля накопилась усталость, чувствовалась некоторая инерция), где лидировали сам Рахлин и его блистательные коллеги: Миша Майский, Максим Венгеров, Итамар Голан.

Если уровень Венгерова, Майского и Рахлина прекрасно знают в России, то израильский пианист, выходец из Литвы Голан, — открытие. Его игра, постоянно заряженная на глубокий, сущностный разговор, объединила вдохновенное музицирование партнеров. Вершиной стал второй вечер — фортепианное трио Моцарта C-dur (Голан, Рахлин, Майский) и квинтет Брамса op. 34 (Голан, Венгеров, Янсен, Рахлин — альт, Майский), превращенный в философскую камерную симфонию-исповедь. Квинтет и сыгранный «на разрыв аорты» Восьмой струнный квартет Шостаковича (Венгеров, Рахлин, Рысанов, Майский) сделали вечер незабываемым. Прекрасен был и Венгеров — первый скрипач этих ансамблей.

Еще одним событием стало исполнение в третьем концерте фортепианного секстета Пендерецкого, где притягивал, как, впрочем, на протяжении всего фестиваля, сильнейший духовный магнит Майского. Большую роль в этих программах и в общем успехе фестиваля сыграли другие замечательные друзья Рахлина — скрипачка Жанин Янсен и альтист Максим Рысанов.

Артистичная и эффектная голландка Янсен (ученица Филиппа Хиршхорна и Бориса Белкина с 1997 года выступает с престижными оркестрами и дирижерами) украсила зажигательное открытие фестиваля, сыграв первую скрипку в Концерте для четырех скрипок с оркестром Вивальди вместе с Рахлиным, Рысановым (великолепный альтист дебютировал как скрипач), Венгеровым и Камерным оркестром Баварского радио (в другой программе она музицировала вместе с Рысановым уже на альте во Втором струнном секстете Брамса). Первая программа была к тому же отлично выстроена: барочные сюрпризы Вивальди получили экстравагантный ответ от «Четырех времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы (аранжировка Десятникова, Рахлин и Камерный оркестр Баварского радио).

Выпускник Московской ЦМШ и Лондонской школы музыки и драмы, Рысанов вообще раскрылся как разносторонний и рафинированный музыкант. Помимо привычных выступлений, классный струнник продирижировал «Петей и волком» Прокофьева. Сделал Рысанов это со вкусом и юмором, более театрально, чем выступивший в роли рассказчика знаменитый сэр Роджер Мур (агент 007 Джеймс Бонд). Выдающиеся музыканты играли «Петю и волка» с такой же самоотдачей, как и сложнейшие драматические программы. Их удовольствие, похоже, передалось не только залу, но и дивному морю, звучавшему по ту сторону дворца.

Фестиваль камерной музыки «Юлиан Рахлин и друзья» — изысканный тон Дубровника.

Михаил Мугинштейн

реклама