Гастроли Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара
Этих гастролей Москва ждала долго, ждала с нетерпением, ждала в предвкушении музыкального чуда, ибо слава Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара и его художественного руководителя и главного дирижера Густаво Дудамеля, перешагнув границы Южно-Американского континента, стремительно распространилась по всему миру. Московская государственная филармония за последние пять – семь лет проделала невероятно впечатляющий путь к своему слушателю, превратившись в институт поистине европейского, если не мирового масштаба! И под занавес сезона 2009/2010 два концерта венесуэльского коллектива на сцене Концертного зала имени Чайковского стали тем эксклюзивом, который надолго запомнится московской публике.
Надо сказать, Москва на этот раз просто «перещеголяла» Петербург, ибо в середине июня на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды Белых Ночей» состоялся всего лишь один концерт названного коллектива, а по филармонической линии в Москве их было два! В обеих «музыкальных столицах» публика услышала программу, в которую вошла музыка современных латиноамериканских композиторов – венесуэльца Иносенте Карреньо (род. 1919) и аргентинца Альберто Хинастеры (1916–1983), а также Симфония № 4 фа минор Петра Ильича Чайковского, чье 170-летие отмечается в этом году. Программа же второго московского концерта Молодежного оркестра Венесуэлы была составлена из Симфонии № 5 до минор Бетховена и музыки балета Стравинского «Весна священная». К сожалению, в насыщенной музыкальной жизни Москвы и Петербурга нередко случаются «досадные» пересечения, когда хочется одновременно присутствовать на концертах или спектаклях в обоих городах. Так, второй московский концерт Молодежного оркестра Венесуэлы совпал с концертом Натали Дессей в Санкт-Петербурге, который просто невозможно было не посетить – и автор этих строк, не в силах устоять перед поездкой в Петербург, с болью в сердце был вынужден пропустить второй концерт венесуэльцев в Москве. Но и один концерт этого коллектива во главе с темпераментным и поистине «Богом поцелованным» дирижером Густаво Дудамелем оставил свои яркие, восторженные впечатления, разрушив все канонические оркестровые стереотипы академического звучания, подарив совершенно феноменальную «уплотненно-эмоциональную» трактовку Четвертой симфонии Чайковского и во время одного единственного биса поразив энергией истинно музыкального ликования, которую музыканты со всей щедростью и искренностью выплеснули в зрительный зал в зажигательных симфоджазовых ритмах латиноамериканского mambo.
Непривычный для наших концертных залов бис «танцующего и поющего» оркестра, похоже, для самих оркестрантов и его ярко харизматичного руководителя-дирижера является вполне обычной практикой музицирования: конечно же, подобная открытость и демократичность во взаимоотношениях со слушателями просто не может не найти отклика в сердцах самой широкой аудитории. Но и академически строгие, хотя и по-прежнему зажигательно ритмичные прочтения латиноамериканской музыки, представленные в первом отделении концерта, заставили с полной серьезностью сделать вывод о том, что мы имеем дело с необычайно серьезным коллективом, состоящим из настоящих профессионалов своего дела.
Симфонические вариации «Маргаритенья», написанные Карреньо в 1954 году, – своеобразный пример латиноамериканского симфонического «импрессионизма», основанного на пентатонной мелодике и причудливых ритмических модификациях: музыка, непривычная для слуха завсегдатаев московских академических концертных залов, но музыка, требующая от исполнителей невероятной сыгранности и коллективной спаянности не только на «физическом», но и на интеллектуально-подсознательном уровне. И роль дирижера-медиума, собирающего воедино все звенья этой небольшой, но достаточно непростой для интерпретации партитуры, была «исполнена» им с тем потрясающим эффектом, когда погружение публики в неизведанный латиноамериканский музыкальный «астрал» произошло как очень деликатно, так и невероятно захватывающе!
Еще более во мнении, что Густаво Дудамель относится к разряду дирижеров-медиумов, осуществляющих поистине «астральную» связь между оркестром и залом, укрепила его интерпретация танцевальной сюиты из балета Хинастеры «Estancia» («Усадьба»), написанного в 1941 году (в 1961-м была создана его новая редакция). В сюиту вошли 4 части: 1. Танец крестьян; 2. Танец пшеницы; 3. Танец скотоводов; 4. Финал. Танец аргентинских пастухов «Маламбо». Творческие корни и этой партитуры-сюиты, несомненно, следует искать в горячем и безудержном национальном темпераменте как ее создателя-аргентинца, так и ее исполнителей-венесуэльцев. Средствами симфонического жанра она представляет тот удивительный исторический срез латиноамериканского фольклора, неповторимый колорит которого навсегда остался в прошлом, но никогда – ни в настоящем, ни в будущем – не будет предан забвению в музыке. Необходимо отметить, что в этой сюите музыканты продемонстрировали не только национальный, заложенный в их крови темперамент, но и тонкую вязь изысканно лирических настроений.
Итак, оркестр, имеющий удвоенный, если не утроенный, состав музыкантов, в своем родном репертуаре был выше всяческих похвал! Когда же этим огромным составом – порядка полутора сотни музыкантов! – венесуэльские музыканты исполнили Четвертую симфонию Чайковского так, что это стало подлинной сенсацией, не осталось никаких сомнений в том, что многоступенчатая Система (El Sistema) молодежного оркестрового музицированная, получившая развитие в Венесуэле и имеющая незыблемый статус государственно важного дела, одержала свою полную и окончательную победу на фронте борьбы за музыкальное будущее нации. Отметим, что Густаво Дудамель прошел все звенья этой Системы с самых ее низов, сначала обучаясь игре на скрипке, а с 1996 года начав и дирижерскую практику в качестве руководителя камерного оркестра. Должность художественного руководителя и главного дирижера Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара молодой талантливый дирижер получил в 1999 году в возрасте 18 лет (!) и с этого времени стал активно заниматься под руководством Хосе Антонио Абреу, личности для Венесуэлы поистине легендарной. Во второй половине 70-х годов прошлого века он не только основал Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара, став его постоянным дирижером и в 1999 году уступив это место своему приемнику Густаво Дудамелю, но и заложил основы самой Системы подготовки музыкальных кадров из детской и молодежной среды.
Сейчас в нее вовлечено примерно 250 тысяч участников по всей стране благодаря существованию иерархии коллективов: дошкольных (дети от 4 до 6 лет), свыше 90 детских (от 7 до 16 лет), более 130 юношеских (от 16 до 20 лет) и свыше 30 профессиональных симфонических оркестров. 75 процентов играющих в них детей живут за чертой бедности. «Для детей, с которыми мы работаем, музыка – практически единственный путь к достойному общественному статусу. Бедность – это одиночество, печаль и неизвестность. Оркестр – это веселье, мотивация, совместная работа, стремление к успеху», – считает Хосе Антонио Абреу. В Системе работает более 15 тысяч музыкальных педагогов, она готовит мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, администраторов, продюсеров и прочих специалистов концертного бизнеса. Сегодня в составе Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара – более 200 молодых музыкантов в возрасте от 12 до 26 лет, и он является несомненным символом и флагманом государственной Системы детских и юношеских оркестров страны…
…Факт остается фактом: за последнее десятилетие (даже, пожалуй, за два последних десятилетия) и не вспомнить по-настоящему значимых прочтений Четвертой симфонии Чайковского, представленных в московских концертных залах отечественными оркестрами (безусловно, речь вовсе не идет о великих дирижерах-интерпретаторах ранга Мравинского, Светланова или Темирканова). Поразительно, но именно венесуэльские музыканты вдруг «напомнили» нам о том, как надо играть Четвертую симфонию Чайковского, ведь за долгие годы мы напрочь «забыли» об этом. Мощное вступление духовой меди при исполнении этого опуса Чайковского всегда было камнем преткновения для наших коллективов, но только не для Молодежного оркестра Венесуэлы!
С первых тактов партитуры стало ясно, что профессиональные устремления музыкантов постичь глубинную сущность музыки величайшего русского классика абсолютно самодостаточны, полновесны и подкреплены поразительной технической выучкой. Несмотря на большой количественный состав, оркестр не гремел – он вел свой сакральный диалог со слушателем в экспрессивно «плотной», но при этом рафинированно выразительной манере оркестровых высказываний, в которых соблюдался безупречный баланс всех оркестровых групп, что создавало ощущение подлинного ансамбля. Непрерывная сквозная динамика «музыкальной линии судьбы» была расцвечена Густаво Дудамелем с помощью филигранной нюансировки. Он предстал вдумчивым философом-интерпретатором: его посылы оркестру были энергичны и чувственны, а саму фигуру маэстро на дирижерском подиуме отличала поразительно поющая пластика рук и отсутствие намеренно показного гламура, однако, по всем признакам, явная фотогеничность и «модельный» облик дирижера делают его персону такой желанной для обложек глянцевых журналов!
В репертуаре оркестра – самый разнообразный симфонический репертуар, но пласт русской музыки, по всей видимости, занимает в нем особое место. Показалось даже, что у этого коллектива есть своя душа, такая же широкая, как русская. Заслуга же эмоционально-музыкального наполнения этой «оркестровой души», несомненно, принадлежит 29-летнему венесуэльскому дирижеру, которого, несмотря на его молодость, так и хочется уже «короновать» титулом Gustavo el Grande.
Нынешние российские гастроли Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара прошли в рамках предстоящего празднования в следующем году 200-летия провозглашения независимости Венесуэлы (Боливарианской Республики Венесуэла) и отмечавшегося в этом году 65-летия Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Выходит, что на этот раз именно политический антураж способствовал активизации культурного сотрудничества между двумя странами. По словам Богдана Рошчича (Deutsche Grammophon), «Дудамелю предстоит быть доминирующей фигурой на мировой музыкальной сцене в ближайшие 30 лет». С этим нельзя не согласиться, но очень бы хотелось верить, что это «доминирование» будет затрагивать Россию и впредь, причем – и «просто так», а не только в контексте дат важных политических событий.