Филармонический сезон в Москве открылся по-царски

Камерный оркестр Савойи

Нынешний концертный сезон в Большом зале Московской консерватории открылся 8 сентября первым концертом III Большого фестиваля Российского национального оркестра. Открытие же московского филармонического сезона состоялось чуть позже – 14 сентября, и тоже в Большом зале консерватории, призывно сияющим своим обновленным убранством после продолжительной капитальной реконструкции. Несмотря на то, что в первые дни осени главное внимание московских меломанов вот уже третий год подряд закономерно приковывается к фестивалю РНО, открытие филармонического сезона также не прошло не замеченным и вызвало огромнейший интерес: красноречивыми тому доказательствами стали полный зал и горячий прием публики, устроенный музыкантам из Франции. На этот раз Москва аплодировала Камерному оркестру Савойи. Этот коллектив был основан в 1984 году при поддержке Министерства культуры Франции и властей департаментов Савойя и Верхняя Савойя на юго-востоке Франции, входящих в состав региона Рона-Альпы.

За годы существования оркестра его художественными руководителями были такие практически неизвестные отечественным меломанам музыканты, как Патрик Фонтанароза, Тибор Варга, Марк Фостер и Грациелла Контратто. С сентября 2009 года оркестр возглавляет Николя Шальвен. Деятельность названных дирижеров стала определяющим залогом профессионального становления и динамичного развития коллектива. Обладая региональной значимостью и будучи единственным в своем регионе, оркестр дает за сезон более 80 концертов и давно уже является своеобразным музыкальным брендом Савойи и Верхней Савойи. Николя Шальвен, с которым Камерный оркестр Савойи впервые выступил в Москве, окончил Лионскую консерваторию по классу гобоя, после чего работал в Национальном оркестре Лиона, а затем в оркестре Люксембургской филармонии. Дирижерской деятельностью начал заниматься при поддержке Армина Жордана, чьим ассистентом он был в Лозанне, и Франца Вельзера-Мёста. Перед тем как возглавить Камерный оркестр Савойи, дирижер приобрел продолжительный и очень важный опыт работы в музыкальном театре. Его дебют на этом поприще состоялся в «Луции Сулле» Моцарта в 2001 году в Лозанне и Кане.

И в программе московского концерта, в частности, вновь звучал Моцарт, а с ним соседствовал Гайдн. Первый был представлен Концертом № 1 для флейты с оркестром соль мажор (K 313) и Концертом для кларнета с оркестром ля мажор (K 622), второй – Симфонией № 83 соль минор («Курица», Hob. I:83). Надо сказать, что с учетом оркестрового биса вся программа имела форму замкнутой опоясывающей композиции. По-видимому, для того, чтобы публика перед беззаботным погружением в мир чарующих гармоний обоих названных венских классиков имела возможность предварительного «интеллектуального» размышления над особенностями музыкального неоклассицизма первой половины XX века, первым номером программы прозвучала Симфониетта для струнного оркестра (ор. 52, 1934) французского композитора Альбера Русселя (1869 – 1937). Наконец, чтобы «отойти» от восхитительных музыкальных эмпирей Моцарта и Гайдна и «спуститься на землю», слушателям была предложена прелестная зарисовка в сдержанно-импрессионистском ключе «Летняя пастораль» (1920) еще одного француза Артюра Онеггера (1892 – 1955). Камерному оркестру Савойи в равной степени оказалась подвластной музыкальная стилистка как восемнадцатого, так и двадцатого века – и знакомство с этим новым для нас коллективом на открытии филармонического сезона стало подлинным открытием.

И, конечно же, особо следует сказать о двух первоклассных французских солистах-духовиках. Это Жозе-Даниэль Кастельон (флейта) и Филипп Берро (кларнет). Вообще, французская школа исполнительства на деревянных духовых – едва ли не лучшая в мире, а когда в концерте в качестве солистов принимают участие сразу два ее представителя, это, несомненно, всегда праздник вдвойне. Да и в репертуарной практике отечественных концертных залов инструментальные оркестровые концерты с солирующими деревянными духовыми выдаются существенно реже, чем со струнными или фортепиано. Так что не только исполнители, но уже и сам репертуар стал объектом пристального внимания.

В 1983 году, еще будучи студентом Лионской консерватории, Жозе-Даниэль Кастельон выиграл Международный конкурс в Женеве, а годом позже эту консерваторию окончил с отличием. Сегодня он – один из выдающихся и наиболее разносторонних исполнителей и признанных педагогов. Особое пристрастие знаменитый флейтист испытывает к камерной музыке и выступает как в качестве солиста, так и в составе ансамбля. «Пение» его флейты в концерте Моцарта, прозвучавшем в Москве, пройдя от энергичной agilità первой части через задумчивую философичность второй, на новом витке виртуозности уверенно воплотилось в изумительно элегантной ажурности финала. В качестве биса музыкант представил знаменитую «Мелодию» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» – и «заигранный до дыр» шлягер вдруг обрел какую-то особую пленительную фактуру исполнения: свежесть прочтения сочеталась в нем с искренностью подлинного чувства.

Филипп Берро блестяще окончил Парижскую консерваторию по классу кларнета. Он – лауреат многочисленных национальных конкурсов. С 1995 годя является первым кларнетистом-солистом Парижского оркестра (Orchestre de Paris), в качестве солиста также регулярно выступая с Камерным оркестром Европы, мюнхенским Оркестром Баварского радио и Малеровским камерным оркестром. На московском выступлении этого исполнителя мы были совершенно покорены невероятным многообразием тембральных оттенков, на которое только может быть способно энергично-настойчивое и эмоционально-наполненное «воркование» кларнета. Соло Филиппа Берро в концерте Моцарта можно однозначно охарактеризовать как «высший исполнительский пилотаж». На бис маэстро исполнил две необычные, по-своему захватывающие импровизации. Одна из них предстала в специфической джазовой (псевдоджазовой) манере – и перед опознанием опуса, «ее породившего», складываю руки. Но зато классическая импровизация на известную тревожно-грустную тему кларнета, из первой картины второго действия оперы Верди «Травиата» предстала несомненным образцом как совершенно феерической виртуозности, так и безудержной исполнительской смелости и темпераментности.

реклама