В Москве открылся IV фестиваль «Vivacello»
Честно говоря, релаксируя после шквала музыкальных событий, захлестнувших Москву с начала нынешнего сезона, идти на этот концерт я поначалу и не собирался, однако любопытство пересилило: уж больно хотелось послушать хрестоматийные «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Чайковского в переложении солирующей партии для трубы. Тем более что услышать в этом опусе мы должны были нашего известного сейчас во всем мире исполнителя на трубе Сергея Накарякова, который на этот раз вознамерился сменить свой основной инструмент на флюгельгорн, звучащий, как известно, мягче и «теплее», чем труба.
Между тем, Первый виолончельный концерт Сен-Санса, заявленный в этой же программе в своей исконной редакции, которую никто ни для чего перекладывать не собирался и которая предполагалась быть исполненной нашим не менее известным виолончелистом Борисом Андриановым, словно подспудно «говорил» мне с афиши, что надо непременно пойти послушать, что это должно быть очень интересно, что это, наконец, должно быть просто здóрово…
Сказано — сделано: настало 25 октября, и я оказался среди слушателей, не без энтузиазма, надо заметить, заполнивших Концертный зал имени Чайковского. Как и предполагалось,
всё в этот вечер, конечно же, было интересно, но не просто здóрово, а потрясающе здóрово!
Этот гала-концерт, достаточно эклектичный по своей музыкальной тематике, но, тем не менее, выдержанный в духе высокого «серьезного» романтизма, задумывался как весьма необычное открытие IV фестиваля «VIVACELLO», но в то же время он был и абонементным мероприятием по линии Московской филармонии из серии «Великие инструментальные концерты». Собственно, основная идея первого фестивального вечера и заключалась в том, чтобы представить подборку оригинальных произведений с солирующей виолончелью в переложениях для других инструментов.
Из них, понятно, самым экзотическим оказалось названное выше переложение «Вариаций на тему рококо» Чайковского для солирующего флюгельгорна,
ибо два других опуса всё же прозвучали в родственных по манере звукоизвлечения скрипичных транскрипциях: речь идет о Виолончельном концерте Шумана и Рондо для виолончели с оркестром Дворжака. В первом сочинении солировал Борис Бровцын, во втором — Алёна Баева. И эти два исполнительских имени также, как говорится, на слуху не только в нашей стране, но и весьма успешно котируются за рубежом.
Вообще, надо заметить, тройка солистов, которых Борис Андрианов, арт-директор фестиваля «Vivacello» пригласил на этот концерт-открытие, — это «всё наши бывшие», то есть музыканты, родившиеся на необъятных просторах большой советской страны, но сейчас проживающие за рубежом и — чего уж тут греха таить! — не так часто, как это видится в идеале, вспоминающие о своей alma mater:
Сергей Накаряков живет в Париже, Алёна Баева — в Люксембурге, Борис Бровцын — в Лондоне.
Напротив, Борис Андрианов, не менее титулованный и известный в мире, чем эта тройка, продолжает жить Москве и много гастролирует по регионам России в рамках своего собственного проекта «Поколение звезд», по линии которого проводятся концерты с участием молодых талантливых музыкантов из разных уголков нашей страны. Этот случай, по нынешним прагматическим временам если и не абсолютно уникальный (вспомнить хотя быть знаменитый «разъездной» фестиваль «Crescendo» Дениса Мацуева), то, среди известных отечественных исполнителей классической музыки, он явно из разряда считанных начинаний подобного рода.
Вторым не менее значимым проектом в жизни Бориса Андрианова, как раз и стал фестиваль «Vivacello»:
его первые три «сессии» состоялись в 2008, 2010 и 2011 году. Этот музыкант явился инициатором, идейным вдохновителем и руководителем виолончельного музыкального форума, аналогов которому в России до этого просто не было. Между прочим о подобном фестивале в нашей стране мечтал еще сам Мстислав Ростропович, но так и не успел претворить свою мечту в жизнь, а первый фестиваль «VIVACELLO» состоялся уже после того, как маэстро ушел из жизни.
В концерте-открытии фестиваля этого года принял участие Российский национальный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Плетнёв). За его дирижерским пультом в обсуждаемый вечер стоял маэстро из Японии Масахиро Изаки. Нынешний приезд этого музыканта в нашу страну — первый, поэтому о нем мы не знаем практически ничего. И хотя на сей раз маэстро предстал всего лишь аккомпаниатором звездным солистам, не почувствовать стилистическое благородство оркестрового звучания и руку опытного мастера было просто невозможно.
Феерические трели Сергея Накарякова, скрупулезно выверенный романтизм Бориса Бровцына, нежные акварельные узоры Алёны Баевой, чувственная страстность и поющая виолончельная душа Бориса Андрианова, —
всё в этом концерте слилось в одну большую сюиту во славу виолончели.
А под занавес вечера Борис Андрианов блистательно солировал также в «Большом танго» для виолончели с оркестром Пьяццоллы, в свое время посвященном композитором маэстро Ростроповичу…