«Antonio-orchestra» дебютировал в Москве
Рождение нового оркестра — это всегда событие. И хотя в таком огромном мегаполисе, как Москва, оркестров — больших и малых, полносоставных и камерных — сегодня впечатляюще много, возникновение еще одного творческого содружества музыкантов-единомышленников, несомненно, вселило надежду на новые впечатления, на встречу с новыми интересными программами, на то, что круг музыки вечен и лишь претерпевает закономерные этапы своего творческого обновления.
Сталкиваться с экономическими трудностями академической музыке приходилось во все времена, а сегодня эти проблемы дают о себе знать как никогда остро. Однако, несмотря на это, 24 апреля сего года очень спокойно и по-деловому, без всякой помпы и без громкого пиара, под эгидой Благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» в столице родился новый камерный коллектив «Antonio-orchestra».
Если вы думаете, что в его названии вторая часть «orchestra» — слово английское, то ошибаетесь,
ведь первая часть «Antonio» — это дань уважения величайшему итальянскому барочному гению первой половины XVIII века Антонио Вивальди. Следовательно, «orchestra» в данном случае — слово однозначно итальянское. И поэтому неслучайно, что для своего дебюта недавно созданный коллектив выбрал «Времена года» Вивальди — знаменитый цикл Концертов для скрипки с оркестром «Le quattro stagioni» (по-итальянски, «Четыре времени года»), в который вошли первые четыре из двенадцати скрипичных концертов, составивших опус с номером восемь (1723).
В исполнении «Antonio-orchestra» музыка Вивальди прозвучала под сводами Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке — концертной площадки в самом центре Москвы, которая, благодаря своей великолепной акустике, пользуется сегодня огромной популярностью.
Выступление «Antonio-orchestra» состоялось в рамках более широкой программы,
в которой были задействованы и другие исполнители, но в настоящих заметках речь идет исключительно о дебюте нового для Москвы коллектива. Единственное, без упоминания чего не обойтись, — то, что средние части каждого из четырех концертов Вивальди (№ 1 ми мажор «Весна», RV 269; № 2 соль минор «Лето», RV 315; № 3 фа мажор «Осень», RV 293; № 4 фа минор «Зима», RV 297) неожиданно прозвучали в полностью органном переложении (в концерте «Лето» — с частичной перекличкой с оркестром).
Такой подход максимально использует возможности самóй площадки: он обусловлен стремлением подарить публике звучание органа в акустике собора не только во время специально заявленных в программе органных номеров, но и заведомо расширишь палитру слушательских впечатлений.
И с этой инновационной задачей молодой органист Егор Колесов справился вполне достойно и музыкально убедительно,
так что приобретенный слушательский опыт оказался весьма интересным и однозначно позитивным.
Впечатляюще значимый творческий результат подготовительных, организационных и репетиционных усилий, предшествовавших первому появлению «Antonio-orchestra» на публике, оказался более чем очевидным: предъявленная музыкантами высокопрофессиональная игровая форма совершенно никаких сомнений не вызывала. И высокому уровню стилистически тонкого погружения в весьма непростой, поистине виртуозный барочный материал Вивальди оркестр во многом обязан своему «собирателю» Антону Паисову, занявшему пост его художественного руководителя и дирижера. Именно он взял на себя чрезвычайно кропотливую работу как по прослушиванию потенциальных соискателей на места в оркестре, так и по формированию его состава из числа выпускников Московской консерватории.
Сам Антон Паисов — также выпускник этого престижного музыкального вуза,
причем — по двум специальностям: флейта (2006 год, класс профессора Юрия Должикова) и оперно-симфоническое дирижирование (2014 год, класс профессора Владимира Понькина). В настоящее время игру на флейте музыкант весьма активно сочетает с деятельностью ассистента дирижера в Симфоническом оркестре Москвы «Русская филармония» (главный дирижер – Дмитрий Юровский). Естественно, что при создании собственного камерного коллектива, молодому музыканту весьма пригодились навыки практической работы в одном из лучших на сегодняшний день оркестров Москвы.
«Antonio-orchestra» был задуман своим основателем как камерный оркестр гайдновско-моцартовского состава.
В своей нынешней комплектации коллектив насчитывает 28 музыкантов (включая пару гобоев и пару валторн), однако в вечер своего дебюта он был представлен струнным составом в количестве 19 участников.
Тезис о том, что кадры решают всё, в сфере музыкального исполнительства актуален, кажется, как ни в какой иной сфере творческой деятельности, и высочайшее мастерство интерпретации партий солирующих скрипок в этот вечер уверенно продемонстрировали Деннис Гасанов («Весна», «Лето») и Александра Адьянова («Осень», «Зима»). При этом истинное благородство звуковой палитры оркестра, поразительная точность интонаций, эмоциональная насыщенность нюансов и тончайших переливов гармонически совершенной музыкальной фактуры Вивальди несла ощущение причастности к чему-то необъятно большому и доверительно светлому.
Первая проба оркестрового пера показала, что музыканты не просто исполняли музыку —
они словно растворялись в ней, наполняя акустически благодатное пространство собора флюидами своего искреннего мастерства.
В этот вечер даже сам Вивальди довольно улыбался на небесах! Так что с рождением оркестра, синьор Антонио!
Автор фото — Александр Мец