Будапештский старт глобального интернет-проекта
13 октября в Будапештском музыкальном центре, вступив в свою новую расширенную контентную фазу, стартовал глобальный интернет-проект под названием «Musica Piano». На протяжении трех последних лет это чрезвычайно актуальное для мирового музыкального сообщества начинание поэтапно осуществляется, разрабатываясь в рамках общего инновационного интерфейса Koenemann.com. В рамках избранной стратегии развития передовых информационных технологий этот проект будет развиваться и впредь.
Интерфейс охватываемых перспективных направлений заложен уже в архитектуре главной страницы интернет-портала Koenemann.com. На ней «Musica Piano» – пока лишь единственная активная web-кнопка (первое открытое звено в намеченной цепи разработок будущего).
Личность Людвига Кёнемана (Ludwig Könemann) — владельца издательского бренда Koenemann.com — предстает сплошным сгустком идей и креативной энергии.
Хотя он и не музыкант, но играет на нескольких инструментах. Он говорит на пяти языках и неплохо понимает еще с десяток. Для всех его проектов характерен типичный подход весьма сноровистого и предприимчивого бизнесмена, хотя бизнес-образования он никогда не получал. В нем живет тяга к смелым и решительным проектам, и их реализация — его страсть.
Когда в 1975 году Людвиг Кёнеман со своим школьным классом приехал в Будапешт из Германии, в то время хорошим сувениром в этом вояже и весьма надежным вложением средств считались печатные партитуры (клавиры). Купив их достаточно много, он смог затем выгодно продать их в Германии, и это покрыло его расходы на поездку.
После окончания школы заработав в 1980 году несколько тысяч немецких марок на торговле винтажной обувью, Людвиг Кёнеман вложил средства в свое первое небольшое дело. Годом позже он присоединился к только что созданному бизнесу Бенедикта Ташена (Benedikt Taschen). В качестве партнеров за 12 непростых лет они смогли поднять вполне стабильное издательство книг по искусству, устремленное к реальным ценовым запросам рынка.
В 1993 году каждый из них пошел своим путем. Приехав в том же году в Будапешт и вспомнив об удачном опыте школьных лет, с помощью своих венгерских друзей Людвиг Кёнеман сумел сколотить команду из известных музыковедов, создав бренд Könemann Music Budapest – бренд своего первого собственного издательства.
И в скором времени его продукция (около 200 нотных томов) стала доступна более чем в 50 странах мира.
Конкуренция на рынке продаж нотной литературы в специализированных магазинах всегда была довольно высока, поэтому Людвиг Кёнеман стал искать альтернативные каналы сбыта и нашел их в крупных супермаркетах, в результате чего высококачественные нотные издания стали продаваться на дисконтной основе.
Кроме музыкальных Людвигу Кёнеману в Будапеште успешно удалось осуществить и ряд других издательских проектов. В период с 1996-го по 2000 год он, возможно, стал едва ли не самым динамично развивавшимся издателем в мире с товарооборотом, возросшим от 20 млн немецких марок в начале этого периода до 200 млн немецких марок в его конце.
Однако после периода нестабильности в экономике, закончившегося в 2007 году банкротством издательства, германо-венгерско-европейский издатель Людвиг Кёнеман не опустил руки. Когда все имущественные процедуры, связанные с прежним издательством, были благополучно разрешены, в 2014 году он возродил свой бренд Koenemann.com уже под вывеской издательско-консалтинговой компании, заняв в ней пост генерального менеджера, причем работы по созданию интерфейса и наполнению контента библиотеки «Musica Piano» начались уже за год до этого.
Так уж повелось, что издатели задают высокие цены на книги, а правительства их субсидируют.
И правительства считают, что в этом и есть смысл поддержания культуры, раз цены на печатные издания так высоки.
Людвиг Кёнеман, всегда мысля и действуя нестандартно, пошел на сей раз совершенно иным – срединным – путем. Он предпочитает предоставлять контент пользователю бесплатно, но по-прежнему платить авторам и правообладателям. К тому же его издательство никогда не взимало плату с музыкальных школ за ксерокопии нот, ведь это – явная реклама «Musica Piano». Это, в свою очередь, благотворно сказывалось и на имидже компании Koenemann.com, которая важность государственного субсидирования культуры, несомненно, разделяет, но не разделяет того, что цены на печатные издания, в конечном счете, всё равно чрезвычайно высоки.
В отличие от большинства других издателей, Людвиг Кёнеман всегда выступает против любой «защиты бумаги» и не согласен с тем, что электронные книги должны быть лишь не намного дешевле, чем обычные книги. По его мнению, в большинстве случаев электронная книга — заведомо лучший продукт, и должна быть защищена она, а не бумага и клей. К сожалению, все правительства (и в Венгрии – тоже) по-прежнему продолжают наказывать iPads и электронные продукты, устанавливая НДС в 27%, и субсидируют печатные издания, устанавливая НДС в 4%.
Но печатные издания постепенно стареют и отмирают, а молодой и талантливый контингент людей сегодня — принадлежность виртуального электронного мира.
В последние годы компанией Koenemann.com новые креативные команды специалистов в области компьютерных технологий были созданы в Берлине и Нижней Саксонии, и численность этих команд будет постоянно расти.
Идея распространения нотного контента на электронной, а не печатной основе возникла у издателя еще два года назад, и накопленный музыкальный архив довольно быстро стал конвертироваться под App Store – приложения для iPad и iPhone. Наконец, с 13 октября нынешнего года, благодаря относительно недавнему прорыву новейших cloud-технологий (Bloo-Publishing), библиотека проекта «Musica Piano» стала доступной и в HTML-версии для всех, кто пользуется лэптопом или стационарным компьютером.
Другими важными аспектами этого проекта стала интеграция в него передовых технологий Klickspeak и Syntunes. Доступ к архиву проекта «Musica Piano» открыт теперь для всех типов операционных систем и компьютеров, единственным требованием к которым является наличие у них выхода в Интернет.
Место запуска проекта было выбрано неслучайно.
Европа — по-прежнему важная инновационная площадка внедрения и развития музыкально-интеллектуального интернет-контента, и Будапешту предназначено стать не менее важным местом для будущего развития подобного контента в XXI веке. Ось между Центральной и Восточной Европой подобна стволу дерева классической музыки с историческими корнями и свежей кроной передовых современных информационных технологий.
Помимо Будапешта и Кёльна, где находится главная «штаб-квартира» проекта Koenemann.com, сегодня его центры функционируют также в Берлине и Барселоне. В рамках глобального интерфейса Koenemann.com проект «Musica Piano» предстает революционно мощным инновационным залпом, стремящимся к сотрудничеству с любой страной в плане дальнейшего развития и совершенствования этого продукта.
В силу исторически сложившегося изначально прочного базиса проекта «Musica Piano» в Будапеште Венгрия стала страной-первопроходцем в его осуществлении, но и ряд европейских стран уже выразил – пока неофициально – намерение своего потенциального участия.
Когда Людвиг Кёнеман начинал свой проект в Будапеште, он понимал, что только лучшие музыкальные кадры будут способны создать огромную базу контента,
поэтому в 2014 году значительные финансовые инвестиции вложил в создание Будапештского бюро проекта (офисно-студийных площадей размером 850 кв. м). Для нужд «Musica Piano» переоборудованы помещения бывшей Международной школы бизнеса (IBS), и это бюро вскоре начнет свою работу. С проектом сегодня активно сотрудничает Андраш Батта (András Batta), бывший директор Академии Листа, назначенный президентом Дома музыки в Будапеште: этот важный национальный институт как раз и должен взять на себя воспитание венгерских музыкальных кадров для участия в новом проекте.
«Musica Piano» в рамках проекта Koenemann.com — это обширная базовая бесплатная библиотека, доступная теперь и в web-формате на сайте Musicapiano.com в высоком цифровом качестве.
И это, несомненно, впечатляющий инновационный прорыв в обеспечении свободного доступа к облаку издательского музыкального контента. При этом передовые достижения cloud-технологий позволили наделить новый продукт необычайно дружественным интерфейсом пользователя и мощными техническими возможностями. А социальный аспект проекта, открывающего совершенно новые горизонты доступности классической музыки для всех и для каждого, стал существенно важнее, чем любой из возможных его бизнес-аспектов.
С помощью «Musica Piano» музыку можно исполнять, слушать, записывать, разучивать
— что бы вы ни пожелали, когда бы вы ни захотели и где бы вы ни оказались. Людвиг Кёнеман стал известным в 90-е годы благодаря своей философии продаж печатных нот по ценам ниже затрат на их пиратские ксерокопии: официальная покупка стала дешевле незаконного приобретения. Теперь же обширная библиотека полных собраний классики для фортепиано многих композиторов, включая Баха и Бетховена, Шопена Моцарта, становится абсолютно бесплатной для тех, кто загружает приложения App Store или пользует возможности WebApp на сайте MusicaPiano.com.
На нынешнем этапе «Musica Piano» предлагает порядка 25 000 страниц фортепианной музыки, и за последующие 6–10 лет этот объем планируется увеличить примерно до одного миллиона. Помимо клавирных опусов они непременно также включат в себя и камерную музыку, и симфонии, и концерты, и хоровую музыку, и оперу, а представленный репертуар будет постоянно расширяться. Любые партитуры можно будет получить свободно и бесплатно, если они не защищены авторским копирайтом.
«Musica Piano» — высококачественный и высокоорганизованный интернет-ресурс классического формата, ориентированный и на музыкантов, и любителей музыки.
Базовое предложение бесплатно для всех, хотите ли вы услышать фортепиано, опубликовать ваше исполнение, насладиться историческими концертами великих музыкантов прошлого или даже увидеть их вне зависимости от того, являетесь ли вы энтузиастом от музыки, студентом музыкального учреждения, преподавателем музыки или известным исполнителем – каждый найдет здесь для себя интересное по душе.
«Musica Piano» — это фактически виртуальное пространство для общения, изучения и обмена музыкальными продуктами между членами большого мирового сообщества, объединенного в рамках одного многогранного интеллектуального проекта. Его внутренне связанные сервисы предстают в естественно удобной форме, а качество и комплексность их интерактивной модели поистине уникальны. «Musica Piano» обладает и оригинальными опциями. К примеру, одна из них – Search Score: чтобы найти нужную пьесу, на виртуальной клавиатуре достаточно набрать (проиграть) всего несколько нот…
«Musica Piano» делает общение с музыкой захватывающим, но явно дистанцируется от мира виджетов, гаджетов и им технически подобного. Вместе с тем этот увлекающий своей игровой эстетикой проект – весьма серьезный инструмент, который встраивается в мировое сообщество музыки, упрощая и решая многие насущные проблемы музыкантов.
Музыка – наиболее эффективное средство глобального общения, а «Musica Piano» – истинно демократичная революция в этом музыкальном общении в XXI веке.
Этот проект, даже существуя до недавнего времени исключительно на базе приложений App Store, сегодня уже уверенно востребован во многих странах. И это доказывает, что классическая музыка в топ-качестве вполне конкурентоспособна по отношению к поп-музыке, набирающей сегодня очки в соответствующих чатах.
Как супермаркет классической музыки «Musica Piano» – мощный инструмент для музыкального образования. Приложение позволяет играть и записывать собственное исполнение в аудио-, видео- или обоих форматах, синхронизированное с оригинальной партитурой. Студент посылает такую запись педагогу, и тот уже может внести свои комментарии в это исполнение, указать ему на ошибки.
«Musica Piano» лишь стимулирует образовательный процесс, но заменить студенту педагога, естественно, не может, хотя при этом и делает взаимодействие между ними гораздо более эффективным. Ученики всегда могут также сравнить свои интерпретации с интерпретациями своих коллег, и в этом смысле
«Musica Piano» лишь строит музыкальные мосты между музыкантами, между учениками и педагогами, поддерживая учителей и музыкальные учреждения и ни в коем случае не подменяя их.
Как уже было сказано, «Musica Piano» в базовом варианте предлагает все партитуры бесплатно. Однако всего за 0.99 EUR в месяц – явно символическую плату! – можно стать подписчиком категории Premium, обладающим правом офф-лайн использования неограниченного числа печатных копий в учебных целях. Проект также предлагает подписку в категории Syntunes – музыку, синхронизированную с партитурами (в любой момент двойным кликом на экране планшета с партитурой можно выбрать исполнение пьесы тем или иным известным пианистом). Здесь уже выбор между базовым предложением (basic streaming) за 4.99 EUR в месяц и расширенным Syntunes Plus (HD streaming) за 8.99 EUR в месяц, но остается и возможность покупки отдельных записей.
13 октября нынешнего года в 11 часов утра в Концертном зале-студии Будапештского музыкального центра при стечении представителей СМИ старт проекту «Musica Piano», отныне доступному абсолютно на всех компьютерных платформах, дал Людвиг Кёнеман. На различных устройствах он наглядно продемонстрировал журналистам приемы поиска музыкального контента «из облака» и возможности работы с ним.
Яркой изюминкой презентации стало участие в ней венгерских пианистов – выдающегося 82-летнего маэстро Тамаша Вазари (Tamás Vásáry) и 11-летнего вундеркинда-виртуоза Миши Бороша (Misi Boros),
победителя шоу поиска венгерских молодых талантов «Virtuózok» («Виртуозы»). Эта акция как нельзя лучше указывает на «генетическую» связь и преемственность исполнительских поколений, на то, как привычное и традиционное обретают новые смыслы в свете новейших достижений компьютерных технологий.
Суть участия этих музыкантов в презентации заключалась в том, что оба они по своему выбору исполняли музыку, поставив на пюпитр фортепиано не печатные ноты, а устройство с планшетным девайсом. Во время исполнения на бегущем экране высвечивались ноты, которые теперь даже и листать было не нужно, и которые появлялись на нем «из облака» контента «Musica Piano». Это произошло впервые в мире, что к презентуемому проекту, несомненно, привлекло особое, завораживающее внимание.
В присутствии журналистов Тамаш Вазари исполнил третью часть (Presto agitato) Сонаты для фортепиано № 14 до-диез минор Бетховена («Лунная», op. 27, № 2), а Миши Борош – Вальс № 16 ля-бемоль мажор Шопена (op. posth.), а после того, как журналисты покинули зал, состоялась сессия записи этой музыки для контента «Musica Piano».
Работы у создателей этого проекта впереди — непочатый край, в частности, многие выложенные ноты еще предстоит «озвучить» записями интерпретаций, для чего на сессии студийных записей специально планируется приглашать музыкантов-пианистов.
Сегодня в библиотеке «Musica Piano» представлено классическое наследие Бетховена и Баха, Дебюсси и Грига, Балакирева и Лядова, Дебюсси и Дворжака, Чайковского и Мусоргского, Моцарта и Шуберта, Шопена и Брамса… Но эти имена названы лишь для примера, ведь даже существующий сегодня контент «Musica Piano» гораздо обширнее.
Я в этом уже убедился, зайдя на сайт и зарегистрировавшись на нем. Процедура эта проста, а навигация по сайту легка и наглядна. Какой вариант подписки выберете вы, решать вам. Но в одном я уверен точно: оставить равнодушным этот проект вас вряд ли уже сможет...
Photo: Judit Marjai