«Дочь полка» в БЗК: посвящение Елене Образцовой

Мария Жилкина, 20.04.2017 в 16:13

Вечер памяти Елены Образцовой в Большом зале Московской консерватории был организован 12 апреля 2017 года при участии Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Память великой русской певицы почтили не совсем обычным мероприятием: вместо традиционного гала-концерта организаторы решили представить концертное исполнение комической оперы Доницетти «Дочь полка». Это произведение было последним в карьере Образцовой сценическим оперным дебютом в 2006 году.

Образцова впервые выступила в роли Маркизы де Беркенфилд в возрасте 66 лет в спектакле Болонского театра «Коммунале»,

представленном на сцене Токийского Orchard Hall (один из ее партнеров по этой постановке — итальянец Бруно Пратико — был приглашен сейчас и в московское концертное исполнение; помимо него тогда участвовали тенор Хуан Диего Флорес, сопрано Стефания Бонфанделли, дирижер Бруно Кампанелла).

То, что наша примадонна шла к этой партии столько лет, совсем не удивительно, ведь «Дочь полка», этот бриллиант бельканто, блистающий во всем мире, практически не вызывал интереса у российских постановщиков.

В Москве опера звучала только дважды — в 1981 ее с гастролями привозил театр «Эстония», и в 2011 году в было концертное исполнение в зале Чайковского. Год назад было успешное концертное исполнение в Санкт-Петербурге, откуда в нынешнюю версию пригласили двух певиц-солисток Мариинского театра. В общем,

московским операманам был сделан во всех отношениях редкий, изысканный и роскошный подарок.

Для вечера памяти Образцовой взяли оригинальную редакцию на французском языке (премьера 11 февраля 1840, Париж, Опера-комик). Речевые диалоги были, в основном, купированы, за исключением двух, где в роли разговорного персонажа Герцогини де Кракенторп вышла актриса советского кино и драматической сцены Ирина Мирошниченко (режиссер Ростислав Протасов).

Поскольку опера редко звучит у нас в стране, необходимо пару слов сказать о музыке и о самом жанре. Думаю, после вечера в Консерватории ни у кого не осталось желания наклеивать на комические оперы Доницетти абсолютно несправедливый ярлык «красивая безделушка».

«Дочь полка» интересна и по оркестровым решениям, в ней много эффектных хоровых сцен.

Ансамбли, несмотря на их комический характер, объективно сложнейшие, а уж арии и вовсе требуют отточенного мастерства бельканто.

Дирижер Денис Власенко и Московский камерный оркестр «Musica Viva» показали упругое, аккуратное звучание, продуманную динамику. Может, для оперы 1840 года свойственный этому коллективу несколько скуповатый, строгий звук кому-то покажется слишком «неромантичным», однако именно такая организация звука помогла не скатиться в «оперетку» (такого рода риск в жизнерадостном материале оперы все-таки заложен, и в стенах консерватории важно остаться в рамках хорошего вкуса). За счет оркестровой фактуры и опера в целом выглядела как дорогая серебряная филигрань, а не как легкомысленная бижутерия.

Прекрасно отработал Академический Большой хор «Мастера хорового пения», особенно мужская группа, все «военные» хоры исполнившая с практически военной стройностью и собранностью.

Хэдлайнером вечера все еще до старта закономерно считали Дмитрия Корчака

— и потому что теноровая партия Тонио здесь крайне важный «индикатор качества» исполнения этой белькантовой оперы, и потому что сам певец — именитый уже на взлете своей карьеры, стремительно растущий, очень интересный. Ну и, конечно же, все ждали каватину с 9-ю верхними «до» – номер из области экстремального спорта, который Корчак успешно освоил и, что приятно, не свел работу над оперой только к ожиданию смертельного трюка (хотя, судя по тому, как тенор и дирижер радостно обнимались, пробисовав и миновав опасный участок оперы, словно футболисты после забитого гола, далось это совсем не так легко, как кажется из зала!).

Олимпийский принцип «быстрее, выше, сильнее» Корчаку не чужд, однако в его вокале есть не только это, он всю партию провел очень элегантно, музыкально и осмысленно, как и подобает певцу такого уровня.

Абсолютный сюрприз, открытие и откровение — выступление Ольги Пудовой в партии Мари.

Певица обладает прекрасной белькантовой техникой, у нее супердолгое дыхание, которое она одинаково хорошо использует и для быстрых пассажей, и для кантиленных полетов на совершенном легато. К тому же она весьма обаятельная барышня и хорошая актриса, представившая тщательно проработанное, но разумное, в пределах концертной сцены уместное драматическое воплощение образа. А может, и не образа, а такая она и есть на самом деле — легкая, как ветерок, бесстрашная, в хорошем смысле с «сумасшедшинкой» и искренняя в лучших чувствах.

Нежный, но непростой по обертонам тембр, голос летящий, заполняющий все пространство — это хорошие данные не только для комедии, но и для белькантовых героинь посерьезнее, надеемся еще не раз услышать Пудову в произведениях первой половины XIX века.

Бруно Пратико, о котором мы уже упомянули выше, в партии Сюльписа оказался под стать юной Пудовой в части подвижности и легкости на головокружительных скоростях.

Он мастер мелкого слога в дикции и просто ходячее олицетворение персонажа-«буффо»,

в широком смысле оперный артист. Помимо эстетического удовольствия, мы получили мастер-класс, как надо правильно обращаться с комической итальянской оперой, как работать в ансамблях.

Анна Кикнадзе (Маркиза де Беркенфильд) сделала ставку на грамотное сочетание вокала и актерства, у нее приятный средний регистр и чуть излишне выстреливающие выходы в нижние ноты (впрочем, зато полноценно озвученные, не проглатываемые). Константин Бржинский исполнил сразу две партии — управляющий Гортензио и Капрал, спето все было уверенно, красиво, но как-то одинаково, без переключения между все-таки совсем разными персонажами.

В заключение хочется еще раз поблагодарить организаторов за праздник бельканто, за доставленное наслаждение итальянской оперой. Может, концертный аншлаг вдохновит взяться за «Дочь полка» и театральных функционеров. Благо что другие примеры (успешный «Дон Паскуале» в Большом театре и многочисленные «Любовные напитки» на других сценах) подтверждают: Доницетти и русской молодежи давно уже по зубам, и всегда есть возможность украсить представление приглашенными опытными зарубежными исполнителями.

Автор фото — Александра Муравьева

реклама

вам может быть интересно

Арфовая музыка Франции Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть