«Казанская осень»: место встречи изменить нельзя

Татьяна Нарышкина, 06.11.2018 в 14:26

В Казани в восьмой раз прошел Международный оперный фестиваль «Казанская осень».

На том же месте, в тот же час

Фестиваль был задуман художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан народным артистом РФ Александром Сладковский буквально в первые недели его приезда в Казань осенью 2010 года, а название «Казанская осень» логично вытекает из времени проведения.

Так получается, что именно «Казанской осенью» после летних каникул открывается концертный сезон музыкальных коллективов в Татарстане. Начало фестиваля всегда бывает в один и тот же день, равно как и место проведения первого концерта. Это 30 августа, площадка возле Дворца земледельцев.

В свое время именно это красивейшее место в городе и стало своего рода «провокатором» рождения фестиваля. С одной стороны — уютная набережная Казанки, с другой — кремлевский холм с куполами самого старого храма в городе — Благовещенского собора. А 30 августа тоже было выбрано не случайно — это День республики Татарстан и День города, когда с утра улицы Казани превращаются в импровизированные концертные площадки, но главное культурное событие праздничного дня — это все же открытие «Казанской осени».

Концертная программа начинается ровно в 20:00 и завершается из минуты в минуту в 22:00. Это не случайно, в это время над Казанью разноцветным калейдоскопом разлетаются огни праздничного салюта и, традиционно, последний концертный номер первого вечера «Казанской осени» — это марш татарского композитора-классика Салиха Сайдашева, бравурная мелодия которого сливается с залпами салюта.

У «Казанской осени» есть фишка: первый фестивальный концерт традиционно бесплатный. Это своего рода подарок казанцам и многочисленным туристам в праздничный день от художественного руководителя фестиваля Александра Сладковского и его оркестра. Изначально в основе идеи «Казанской осени» лежало желание его создателей как можно больше людей приобщить к оперной классике.

Публика занимает удобные места за несколько часов до начала — на скамейках, на пледах на лужайках возле специально выстроенной в этот день сцены у фасада Дворца земледельцев, даже на самой набережной. Звук бывает отстроен отлично, да и видно неплохо — возле сцены размещен гигантский экран. Как правило, речь идет о нескольких десятках тысяч слушателей.

Кстати, многочисленные туристы, которые приезжают в Казань на День республики и города, выстраивают свой график пребывания в столице Татарстана именно так, чтобы вечером попасть на концерт оперного фестиваля, благо билеты на него покупать не надо. Публику не пугает ни ветер, ни дождь — в предпоследний день лета погода иногда бывает не самой хорошей. Но возможность услышать Дмитрия Хворостовского или Роберто Аланью, Венеру Гимадиеву или Симону Кермес, а все они в разные годы выступали на концерте опен-эйр у Дворца земледельцев, привлекает публику. Впрочем, часто вечер 30 августа бывает теплым и безветренным.

При аншлагах

Фестиваль этого года, начавшийся традиционно 30 августа, продолжился через некоторое время в Государственном Большом концертном зале РТ им. Салиха Сайдашева, где традиционно проходил при аншлагах. Билеты были раскуплены еще летом.

Концерт у Дворца земледельцев начался с «Итальянского каприччио» Чайковского — с первых же секунд праздничное настроение было создано. Дирижировал художественный руководитель «Казанской осени» Александр Сладковский, после первого же номера уступивший место за пультом Василию Валитову. В этот вечер маэстро должен был улететь на переговоры в Париж.

Герои первого концерта «Казанской осени» этого года — Ольга Толкмит из «Геликон-оперы» и солист Большого театра, выученик консерватории Санкт-Петербурга Андрей Жилиховский. Программа концерта — арии и дуэты, увертюры к операм Моцарта, Пуччини, Дворжака, Россини, Бизе, Чайковского.

Ольга Толкмит, обладательница «плотного» голоса, темпераментная, пластичная и артистичная, предстала перед публикой в разноплановых партиях — трагической Лиу, романтической Русалки, нежной и цельной Татьяны Лариной. В дуэте Церлины и Дон Жуана певица продемонстрировала незаурядный комический дар.

Андрей Жилиховский поражал публику разнообразием вокальных и драматических красок — от весьма напыщенного Эскамильо (весьма непривычно и интересно было видеть такую трактовку практически хрестоматийного образа) до Онегина — почти что философа, проигравшего главную партию в своей жизни. Ну а в арии Фигаро певец продемонстрировал просто каскад красок.

Второй фестивальный концерт состоялся в сентябре и его героиней стала прекрасная певица и актриса Хибла Герзмава. Певица, голос которой напоминает расплавленное золото, артистична, красива и харизматична. В этот вечер она начала выступление с молитвенной арии «Каста дива» и надо было видеть, как бережно вел оркестр Александр Сладковский, который словно боялся нарушить это сакральное состояние солистки.

Герзмава включила в репертуар арии Дездемоны, Адрианы Лекуврер — полные драматизма и страсти. И, как по контрасту, — нежную арию Клары из «Порги и Бесс». Игра оркестра — это был не аккомпанемент, а сотворчество. Кстати, началась программа второго фестивального вечера с увертюры к опере «Набукко» Верди и это был небольшой, но цельный «спектакль», где оказались проработанными практически все сюжетные ходы оперы.

Фестиваль «Казанская осень» этого года завершился в октябре выступлением с ГСО РТ и Александром Сладковским Динары Алиевой, певицы с ярко выраженным трагическим темпераментом. Таким был в этот вечер, в основном, и репертуар певицы — Тоска, Адриана Лекуврер, Земфира. Алиева обладает счастливой способностью в считанные секунды преображаться, и это позволяет ей даже в условиях концертного исполнения создавать полнокровные образы. Впрочем, в финале концерта Динара Алиева отошла от трагического амплуа и предстала в образе Сильвы Вареску, и здесь и она, и оркестр продемонстрировали настоящий венский шарм.

Что до оркестра, то во время концертов «Казанской осени» он не довольствуется скромной ролью аккомпанирующего, в каждую программу включается большое количество его номеров, и это, как правило, увертюры из опер, исполненные с блеском.

«Казанская осень» — небольшой по количеству концертов, но очень любимый публикой фестиваль, когда в одной концертной программе можно услышать фрагменты сразу из десятка или более опер. Когда на сцене с ГСО РТ и Александром Сладковским выступают только топовые солисты. Так что осень для казанских меломанов — долгожданная пора, «урожайная» на впечатления от прекрасного.

Фото предоставлены пресс-службой ГСО РТ

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть