На московском концерте Всемирного оркестра мира
Всемирный оркестр мира (World Orchestra for Peace) – коллектив уникальный, ибо в его периодически ротируемом составе – лучшие музыканты оркестров из разных стран. Его выступление, состоявшееся 6 октября под управлением Валерия Гергиева в Московском концертном зале «Зарядье», для столицы – уже третье по счету. Но если обратиться к официальной зрительской программе обсуждаемого события, то из нее с удивлением можно заключить, что до своего нынешнего приезда этот коллектив выступал в Москве лишь единожды в 2003 году, когда приехал в Россию впервые.
Тот первый российский вояж оркестра состоялся по случаю 300-летия основания Санкт-Петербурга, и в тот год было дано два концерта – в городе-юбиляре и в Москве (в столице выступление прошло в Международном Доме музыки в рамках Московского Пасхального фестиваля). За дирижерским пультом уже тогда находился Валерий Гергиев, возглавивший Всемирный оркестр мира в 1997 году после ухода из жизни маэстро-легенды Георга Шолти (1912–1997), который основал этот оркестр в 1995 году и успел дать с ним всего лишь два концерта. В тот год свои первые – теперь уже однозначно исторические – концерты, посвященные 50-летию образования ООН (Организации Объединенных Наций), музыканты сыграли в Женеве.
…История этого оркестра, начавшаяся в прошлом столетии, продолжается и сегодня в XXI веке. Каждое выступление Всемирного оркестра мира – это всегда впечатляющее событие, и нынешнее в Москве – не исключение. Впервые за дирижерский пульт этого коллектива Валерий Гергиев встал в 1998 году на открытии Фестшпильхауса в Баден-Бадене (Германия), а в 2000-м впервые выступил с ним на фестивале BBC Proms на сцене Альберт-Холл в Лондоне. Российский вояж оркестра 2003 года был уже упомянут выше, но ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге автору этих строк услышать его тогда не довелось.
Зато память бережно сохранила восхитительные впечатления от московского концерта Всемирного оркестра мира, состоявшегося 30 августа 2005 года на сцене Большого зала консерватории, который программа нынешнего концерта в Москве как раз и обходит «гордым молчанием». В 2005 году это событие анонсировалось в рамках мирового турне Лондон (27.08) – Берлин (28.08) – Москва (30.08) – Пекин (2.09), организованного при спонсорской поддержке банка Credit Suisse. Оно было приурочено к 10-й годовщине образования оркестра и 60-летию окончания Второй мировой войны.
При этом в программе концерта в «Зарядье» читаем буквально следующее: «В 2005 году состоялись гастроли коллектива, в рамках которых музыканты дали концерт в честь прекращения военных действий, развернувшихся в ходе Второй мировой войны, в Запретном городе в Пекине, а также выступили в Роттердаме, Брюсселе, Берлине, Будапеште, Иерусалиме, Кракове и Стокгольме». Эта информация с тем, что мы привели выше, несомненно, коррелирует, и это как будто похоже на «полный» перечень городов, по которым мировое турне оркестра и прошло в 2005 году. Но почему Берлин и Пекин в этом перечне есть, а Лондона и Москвы нет? Вопрос, конечно, интересный, но ломать голову над ним мы не будем. А так как московский концерт Всемирного оркестра мира 2005 года вдруг оказался «предан забвению», то, пользуясь случаем, напомним его интереснейшую программу, ведь тот поистине фантастический концерт, право, достоин того, чтобы о нём помнили!
В него вошли сочинения, которые впечатляюще ярко отразили музыкальное искусство тех стран, в которых они были созданы и которые были особенно дóроги основателю этого коллектива. Это увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль», которой сэр Георг Шолти в 1995 году открывал первый в истории Всемирного оркестра мира концерт. Это прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Это увертюра к опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это, наконец, симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада». Кроме этого, в программу вошла мировая премьера сочинения Эсы-Пекки Салонена (род. 1958) «Helix», посвященного Всемирному оркестру мира, Валерию Гергиеву и 60-летию окончания Второй мировой войны.
Свое 15-летие в 2010 году оркестр отметил двумя концертами – повторно на BBC Proms и впервые на Зальцбургском фестивале: в тот год по случаю 150-летия Малера прозвучали его Четвертая и Пятая симфонии. В 2011 году Всемирный оркестр мира принял участие в музыкальном фестивале в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), а в 2012-м дебютировал в США, сыграв два концерта – в Карнеги-Холл (Нью-Йорк) и в Symphony Center (Чикаго). В июле 2014 года оркестр вновь выступил на BBC Proms, на сей раз – с программой, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны.
В 2015 году (в год 20-летия оркестра) видеозапись этого концерта и документальный фильм об оркестре «От войны до мира» вышли на DVD и Blu-ray. Заметим, что в 2010 году Всемирный оркестр мира первым из крупных музыкальных коллективов был удостоен звания «Артист ЮНЕСКО за мир», а лично Валерий Гергиев был удостоен этого звания еще в 2003 году. Сегодня в дискографии коллектива – 12 записей, выпущенных на лейблах Decca, Philips, C Major и Arthaus. Так что вехи творчества Всемирного оркестра мира и его «патрона» Валерия Гергиева красноречиво говорят сами за себя!
А на нынешнем концерте в Москве прозвучали две симфонии венских классиков – Шестая симфония фа мажор (op. 68, «Пасторальная») Людвига ван Бетховена и Девятая симфония до мажор Франца Шуберта (D. 944, «Большая»). Днем ранее эта же программа была исполнена в Концертном зале Мариинского театра, так что в Москве ее услышали после весьма ответственной обкатки на петербургской публике. И снова мы погрузились в праздник светлой музыки! Снова симфонические звучности в мощном ансамбле ведущих оркестровых музыкантов из разных стран нашли такую филигранную согласованность, какая современным политикам, ведущим или хотя бы пытающимся вести конструктивный международный диалог, порой может лишь только сниться! Снова захватили эмоции, снова в прочтении обеих симфоний пленила рафинированная одухотворенность, снова удалось унестись в симфонические эмпиреи, в которых наиболее сладкую и живую чувственность принесли гармонии величественно-жизнерадостного опуса Шуберта.
Всё было замечательно, и это был словно подарок российской публике в преддверии четвертьвекового юбилея оркестра, который будет отмечаться в следующем 2020 году и который, можно сказать, уже не за горами! Однако вызывало досаду то, что на этот раз зрительская программа была так скупа на информацию: в ней не было приведено ни общее количество музыкантов, ни состав оркестровых групп, ни «происхождение» оркестрантов (то есть принадлежность к их постоянному коллективу и своей стране). Что и говорить, для меломанов эта информация крайне актуальна: именно в ней «изюминка» каждого сборного проекта под названием «Всемирный оркестр мира» и заключена! В 1995 году в рамках этого проекта встретились исполнители из 24 стран, представлявшие 45 оркестров. В 2005 году – уже более чем из 40 стран и 60 симфонических оркестров… А какой расклад на этот раз? Формула «более чем из 40 стран», похоже, актуальна и сегодня, однако очень хотелось бы фактической конкретики…
И всё же эти досадно упущенные «оргмоменты» ушли на второй план, ибо на первом, естественно, оказалась Ее Величество Музыка, и восторженно-сильные впечатления от ее восприятия искупили решительно всё! В Шестой симфонии Бетховена классик и романтик борются в композиторе, возможно, не столь сильно, как в его Третьей или Пятой, но программность, заключенная не только в общем названии, но и в титлах каждой из пяти – не четырех – частей, мощно пропитана философией гармонии человека и природы: музыка, закованная в классицистскую форму, несет вполне осязаемый романтический посыл, но маэстро Гергиев в прочтении этого опуса с музыкантами остается убежденным классиком-созерцателем. Он рисует ее светлыми красками, однако «не светящимися», не в воздушно-глянцевой, а, скорее, в матово-концентрированной фактуре – явно с позиций умудренного жизнью, несколько сдержанного оптимиста, и делает это потрясающе эффектно и красиво!
«Симфония симфоний» Шуберта – и это как раз о его Девятой («Большой») симфонии до мажор – большим музыкантам не оставляет иного, как с головой погрузить слушателей в океан легкого, нежного и чистого романтизма, и Всемирный оркестр мира во главе с Валерием Гергиевым исключительно мастерски это проделал! Каждая из четырех частей со своим корпусом композиции – словно «мини-симфония», излучающая свежую и светлую энергетику на всё новом и новом витке своей «неиссякаемости», но с начальным порывом финала осознаешь, что долгий путь упоения счастьем не так уж и долог: после финального рывка всё закончится. А осознавая это, ликуешь: какой же прекрасный путь нами пройден!
Фото Александра Шапунова