Гала-концерт на Исторической сцене Большого театра России
Центр оперного пения Галины Вишневской – возлюбленное детище примадонны, выпестованное ею в последние годы жизни. Когда в 2002 году торжественное открытие Центра состоялось в особняке на Остоженке, эта жизнь целиком и полностью оказалась связанной с Москвой, ведь главным, ради чего всё затевалось, была передача мастерства и профессионально-жизненного опыта от основательницы новой alma mater молодым отечественным исполнителям. Для выпускников музыкальных вузов Центр оперного пения Галины Вишневской стал практической площадкой приобретения и накопления вокально-актерского опыта, открывающей путь на профессиональную оперную сцену.
Время летит стремительно – и уже в следующем году Центр отметит 20-летие своего основания! С уходом Галины Вишневской из жизни в декабре 2012 года день ее рождения 25 октября стал днем ее памяти, к которому каждый год приурочивается та или иная музыкальная акция. Нынешний 2021 год – год 95-летия со дня рождения выдающейся русской певицы, и в преддверии этой важной даты в Москве с 5 по 10 октября прошел VIII Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, а в день ее рождения на Исторической сцене Большого театра России, служение которому в жизни артистки предстает огромной и яркой творческой вехой, состоялся большой гала-концерт.
Этот вечер стал творческим приношением памяти певицы, осуществленным совместно силами Большого театра и Центра оперного пения, эстафету художественного руководства которым от Галины Вишневской приняла ее дочь Ольга Ростропович. В назначенный час 25 октября Большой театр, как всегда, сиял золотом и красным бархатом лож, а на месте упраздненной на этот вечер оркестровой ямы появились четыре дополнительных литерных ряда партера. Ольга Ростропович в царской ложе и публика согласно купленным билетам заняли места в зрительном зале, а на сцене расположился оркестр и хор Большого театра. Маэстро Туган Сохиев (главный дирижер – музыкальный руководитель Большого театра) занял место за дирижерским пультом, и вся эта мощная музыкальная команда грянула со сцены величественный хор «Слава королю!» из оперы Чайковского «Орлеанская дева».
Кроме этого мы услышали два хора из опер Верди («народный» хор плененных иудеев из «Набукко» и хор цыган из «Трубадура»), а также фрагмент знаменитых «Половецких плясок» с хором из «Князя Игоря» Бородина. При этом нельзя не отметить на позитиве, что хоровая поддержка (там, где по музыкальному тексту это необходимо) была обеспечена и при исполнении арий, что в подавляющем большинстве оперных гала-концертов, где хор, как правило, не задействован, недостижимо, и что всегда принимается, как данность. Да: с фундаментальной основательностью подхода к данному событию и зачетной добротностью оркестрово-хорового пласта не поспоришь – споры вызывают лишь солисты…
Не все, конечно, но таковых заведомо меньше. Абсолютно естественно, что солистами этого памятного вечера стали выпускники Центра оперного пения Галины Вишневской и лауреаты Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской разных лет. И начнем с номинального большинства. Рельефно слабый, музыкально неровный посыл без драматической фактуры звучания все «усилия» сопрано Ирины Моревой («Новая Опера») в молитве Тоски из одноименной оперы Пуччини фактически свел на нет. Меццо-сопрано Олеся Петрова (Михайловский театр) арию Иоанны из «Орлеанской девы» лишь дежурно, без эмоциональной яркости, «доложила» залу. Чуть «забористее» певица отработала песню Азучены из «Трубадура», а ее дуэт с Ириной Моревой – дуэт Полины и Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского – также был всего лишь принят «к свéдению».
В арии Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова чувственно стерильные, «холодные» колоратурные экзерсисы Светланы Москаленко (Михайловский театр), равно как и звучные децибелы громогласного баритона-силовика Эльчина Азизова (Большой театр) в озвученных им куплетах Эскамильо из «Кармен» Бизе, с элегантностью французского стиля ничего общего не имевших, также лишь были приняты «к свéдению». А чего ради в программу оперного гала-концерта вошел вдруг романс Чайковского «День ли царит» в типичном исполнении «для галочки» сопрано Марии Пахарь (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), вообще загадка… Миниатюрными островками музыкальных впечатлений, за которые хоть как-то уже можно было уцепиться, всё же стали ария Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и песня певца за сценой из «Рафаэля» Аренского. Первую исполнил бас Бьеонг Мин Гил (Южная Корея), а вторую – пронзительно лирический тенор Станислав Мостовой («Новая Опера»).
Лирико-драматический тенор Отар Джорджикия (Тбилисский государственный театр оперы и балета имени Палиашвили) оставил хотя и далеко не самое безукоризненное, но, тем не менее, довольно позитивное впечатление в ариях Энцо из «Джоконды» Понкьелли и Калафа из «Турандот» Пуччини. Привычный концертно-оперный репертуар первая слегка разнообразила, а вторая – знаменитая «Nessun dorma», спетая под занавес программы перед финальным «Танцуют все!», роль которого на сей раз сыграла «Funiculì Funiculà» Денци, – стала тем самым «народным» хитом, верхняя фермата в конце которого для сáмой широкой публики способна искупить решительно всё! Везде и всегда при любом раскладе!..
В числе фаворитов вечера оказались баритон Бадрал Чулуунбаатар (Монголия) с арией Жерара из «Андре Шенье» Джордано, довольно «крепкий» лирический тенор Хачатур Бадалян («Новая Опера») с куплетами Гофмана из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, меццо-сопрано Агунда Кулаева (Большой театр) с песней Эболи о фате из «Дон Карлоса» Верди и своим фирменным репертуарным хитом (хабанерой из «Кармен») и, наконец, роскошный лирический тенор Алексей Татаринцев («Новая Опера»). Стилистически выверенное, изумительно теплое и чувственное звучание последнего из названной четверки фаворитов всецело захватило как в дуэте Владимира Игоревича и Кончаковны из «Князя Игоря» (с Агундой Кулаевой), так и в пронзительно эмоциональной арии Эдгара из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, которая погрузила в волшебство истинного бельканто, в стихию подлинно яркой и бездонно глубокой романтической страсти…
Фото Александра Курова