Не пой, красавица, при мне…

Концерт Анны Нетребко в Венской опере

Билеты на этот концерт 19 октября 2023 в Венской опере были раскуплены за полчаса, перекупщики продавали по полтиннику места с номинальной стоимостью в 12 евро, ажиотаж был предсказуемым, непредсказуемым оказался результат.

Анна Нетребко — оперная певица, органично существующая только в полноценных костюмированных спектаклях. В минималистских постановках и в концертах без частых переодеваний эта певица моментально теряет значительную часть своего профессионального обаяния. Неслучайно певица декламировала стихи, постоянно перемещалась по просцениуму, а в «Серенаде» даже элегантно танцевала: ей явно не хватало драматургического контекста (Мы все хорошо помним тот «праздник урожая», который примадонна устроила на свой юбилей в Кремле и который мало кто смог досмотреть до конца.). Это — во-первых.

Во-вторых: изумительный обертоново богатый голос певицы критически не подходит для камерного репертуара на больших площадках под рояль. И это несмотря на то, что концертмейстер — великолепный пианист и педагог Павел Небольсин — сам по себе был ярким украшением вечера. Эстетика романса — это особый стиль, которым певица такого уровня, разумеется, владеет, но в котором сказать ей совершенно нечего. Музыкальная интимность — не лучшая сфера применения таланта Анны Нетребко.

Ну и в-третьих, собственно вокал. Программа была выбрана мощная — песни и арии Римского-Корсакова, романсы Рахманинова и Чайковского. В «Здесь хорошо» С. В. Рахманинова А. Нетребко с лёгкостью продемонстрировала огромное дыхание и бесконечные ферматы с филигранной филировкой звука. Я не буду разбирать откровенно неудачные номера программы, отмечу лишь, что технического брака (несмыкания, «гуляние по диапазону») было многовато: всё-таки основным свойством качества является предсказуемость результата.

Благодарная публика Венской оперы хоть и не очень понимала формат и стиль заунывной меланхолии, в которую певица попыталась облечь неизбежную тоску по родине (где она по известным причинам сейчас не выступает), но благодарно принимала хоть и сложную, но душевно отработанную программу из чисто русской классики. А после окончания концерта устроила певице и концертмейстеру оглушительную овацию.

Фото: © Wiener Staatsoper / Michael Pöhn

реклама