Nina Anisimova
Родилась в Петербурге. Заслуженная артистка РСФСР (1944), народная артистка Башкирской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Государственной премии СССР (1949).
Окончила ЛХУ в 1926 (ученица М. Романовой, А. Ширяева, А. Вагановой). В 1926—27 артистка Малого театра, усовершенствовалась в классе характерного танца ЛХУ (руководитель А. Монахов).
В 1927 была принята в Мариинский театр, где танцевала до 1958. Первая исполнительница партий: Тереза («Пламя Парижа»), Настя («Партизанские дни»), Айша («Гаянэ»); другие партии: Нерилья («Талисман»), Мерседес («Дон Кихот»), Сиамка («Болт»), Радмила («Милица»); исполняла характерные танцы: украинский, славянский, рапсодия («Конек-Горбунок»), сарацинский, мазурка, панадерос («Раймонда»), исп. («Лебединое озеро»), цыганский, исп. («Дон Кихот»), индусский («Баядерка»), цыганский («Катерина»), фламенко, танец с кастаньетами («Лауренсия»), испанский («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), танец на блюде («Красный мак»), краковяк, мазурка (опера «Иван Сусанин») и др.
Первые балетмейстерские опыты — «Испанская сюита» (1935) в Большом зале Ленинградской филармонии и выпускной спектакль ЛХУ «Андалузская свадьба» (1936). В 1942 в Перми, где находился Мариинский театр, поставила «Гаянэ» А. Хачатуряна — спектакль, на долгие годы оставшийся в репертуаре театра; в 1944 — балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова и 3. Исмагилова в Театре в Уфе; в Малом театре: «Чудесная фата» (1947), «Коппелия» (1949), «Шехеразада» (1950), «Ивушка» (1957); в студии ЛДК им. А. М. Горького: «Под солнцем Индии», «Жатва» (1960). В Софии осуществила постановки «Бахчисарайского фонтана» (1945) и «Легенды об озере» П. Владигерова (1963), в Будапеште — «Гаянэ» (1959), Белграде — «Золушки» (1963), Копенгагене — «Лебединого озера» (1964). В 1963—74 педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (с 1973 — доцент).
Выдающаяся характерная танцовщица редчайшего темперамента, создательница сочных, конкретно-национальных образов. Для искусства Анисимовой типично соединение техники танца с экспрессией выражения. «Жест ее декоративен и широк, ритм всегда импульсивен и динамичен, темпы преобладают вихревые. Ее танец электризует своим натиском и словно атакует зрителя» (В. Богданов-Берёзовский). «Танец Анисимовой при всей его темпераментности отмечен большим благородством, воспринятым этой танцовщицей от лучших мастеров школы русского характерного танца» (В. Красовская).
Большая и принципиальная для советского балета 30-х гг. удача — созданные Анисимовой партии Терезы в «Пламени Парижа» и Насти в «Партизанских днях».
Балетмейстерское творчество Анисимовой первоначально было реакцией артиста на невозможность раскрыть свой большой талант в характерных ролях текущего балетного репертуара. Творческой зрелости Анисимова-хореограф достигла в «Гаянэ», где мастерство близкого ей характерного танца слилось с классическим и стало еще более убедительным. Лучшие ее постановки способствовали утверждению значимости народного танца, доказали его возможности успешно решать сложные задачи создания балетного спектакля.
Литература: Франгопуло М. Н. Анисимова.—Л., 1951; Чернова Н. От Гельцер до Улановой,—М., 1979; Келдыш Ю. Новая постановка «Гаянэ».— Сов. музыка, 1953, № 2; Ступников И. Семьдесят пять лет со дня рождения Н. Анисимовой.— Сов. балет, 1984, № 4.
А. Деген, И. Ступников