The Taming of the Shrew
Балет в 2 актах (10 картинах).
Композитор К. X. Штольце (по мотивам Д. Скарлатти), сценарист (по У. Шекспиру) и балетмейстер Дж. Кранко, художник Э. Дальтон.
Премьера состоялась 16 марта 1969 года в труппе Штутгартского балета.
1. Возле дома богатого дворянина Баптисты. Старый щеголь Гремио, фат Гортензио и студент Люченцио распевают серенады перед окном прекрасной Бьянки. Их пение грубо прерывает появление ее сестры-сорвиголовы Катарины, которая считает себя такой же красивой. Вдобавок Баптиста объясняет поклонникам, что первой замуж должна выйти старшая из сестер — Катарина. Соседи, разбуженные серенадой и шумом, гонят прочь назойливых влюбленных.
Таверна. Петруччо, любящий проявлять щедрость не по средствам, обобран до нитки двумя уличными распутницами. Поклонники Бьянки советуют ему обратить внимание на богатую невесту Катарину. Петруччо охотно соглашается.
В доме Баптисты. Бьянка размышляет, кому из трех поклонников отдать предпочтение. Ее мечтания прерывает Катарина, которая в пылу ревности и зависти, обвиняет сестру в кокетстве и ветрености. Спор прерывается появлением Петруччо в сопровождении Гремио, Люченцио и Гортензио, переодетых учителями пения, танцев и музыки. Катарина не слишком благосклонно принимает Петруччо. Оставшись наедине с Бьянкой, «учителя» усердно ухаживают за ней, обольщая девушку пением, танцами и уроками музыки. Бьянка выбирает молодого Люченцио. Любовные признания Петруччо вначале встречают яростный отпор Катарины, ей кажется, что это злая шутка. Но затем, что-то в поведении Петруччо подкупает девушку, и она соглашается стать его женой.
На улице. Соседи собираются на свадьбу Катарины. Они сомневаются в серьезности всей этой затеи. Трое поклонников Бьянки с надеждой присоединяются к гостям.
В доме Баптисты. Гости собрались. Катарина в свадебном наряде еле сдерживает нетерпение, но жених не торопится. Наконец он появляется. Все поражены его причудливым нарядом, а еще больше — странной манерой вести себя. Петруччо буянит, дразнит священника и увозит невесту, не дождавшись, начала свадебного пира.
2. В доме Петруччо. Он продолжает «укрощать» супругу: гасит огонь в очаге и отказывается от приготовленной для них пищи. Всю ночь Катарину мучают голод и холод.
Во время карнавала Гремио и Гортензио встречаются поочередно с двумя незнакомками в плащах и в масках. Каждый из них думает, что это была Бьянка, и дает обет жениться. Каково же их удивление, когда они узнают, что женились на уличных распутницах, подкупленных и наученных Люченцио.
Снова в доме Петруччо. Когда супруг разбранил и отверг ее свадебные наряды, уставшая сопротивляться, Катарина покоряется своему господину. Она капитулирует и тогда узнает, что бывший грубиян в действительности умный человек и заботливый муж.
Поездка на свадьбу Бьянки. Петруччо опять шутит и дурачится, но усвоившая урок Катарина готова участвовать в любых затеях мужа.
Свадьба Бьянки. Гремио и Гортензио узнают, что радости супружеской жизни весьма относительны. А у Люченцио появляются сомнения в том, что его Бьянка сущий ангел. Катарина, к всеобщему удивлению, оказывается самой преданной, послушной и любящей из жен.
* * *
Композитор «Укрощения строптивой» Курт-Хайнц Штольце пояснял: «В основу музыки балета положены произведения знаменитого неаполитанского композитора Доменико Скарлатти (1685-1757), оставившего более 550 сонат для клавесина. При обработке этой музыки я принял за образец балет Игоря Стравинского „Пульчинелла" (по мотивам Перголези). Принцип построения музыки „по мотивам" позволяет музыканту обращаться с произведениями другого композитора достаточно свободно. В балете встречаются вариации на темы сонат Скарлатти то в виде кратких набросков, а то изложенные в более формальной манере, близкой композитору. Оркестр построен следующим образом: одиннадцать солирующих духовых инструментов, фортепиано и группа ударных противопоставляются камерной группе струнных. Какова бы ни оказалась аранжировка, красочная, разнообразная и живая музыка Скарлатти идеально подходит комедийному балетному спектаклю».
Комедийный балет — большая редкость в репертуаре любых хореографических трупп. Немало превосходных балетмейстеров, сочиняя лирические, драматические и трагедийные балеты, ни разу не создали веселого или буффонадного спектакля. Сколько талантливых артистов так никогда не проявили себя в жанре хореографической комедии. От классической комедийной «Тщетной предосторожности» по существу осталось лишь либретто. По нему уже во второй половине двадцатого века сочинили свою, столь же удачную, сколь и не похожую друг на друга, хореографию англичанин Фредерик Эштон (1960) и русский Олег Виноградов (1971). Веселые и остроумные спектакли «Тщетной предосторожности» этих балетмейстеров до сих пор ставятся на сценах разных театров мира. Попытки использовать комедийные пьесы как сюжеты для новых балетов не часто приносят успех, так как непросто заменить остроумный словесный текст танцевальными композициями. То, что авторам балета «Укрощение строптивой» удалось сохранить не только сюжет одноименной комедии Уильяма Шекспира, но и ее содержание, — редкостная удача.
Главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит хореографу Джону Кранко (1927-1973). Уроженец Южной Африки, он уже в 15 лет поставил в Кейптауне балет Стравинского «История солдата». В 1946 году переезжает в Англию, где учится в школе Сэдлерс Уэллс. Затем вступает танцовщиком в труппу Сэдлерс Уэллс (позже переименованную в Королевский балет), а с 1949 становится ее хореографом, сочиняя для труппы новые балеты. Среди них: «Красавица и чудовище» (1949, М. Равель), «Ананасная Полл» (1951, Д. Салливан), «Дама и шут» (1954, Д. Верди), «Принц пагод» (1957, Б. Бриттен). Одновременно балетмейстер ставит «Прекрасную Елену» (1955, Ж. Оффенбах) в Парижской Опере и «Ромео и Джульетту» (1958, С. Прокофьев) в миланской Ла Скала. По собственному признанию Кранко, он испытал сильное влияние спектаклей Большого театра, показанных в Лондоне в 1956 году.
В 1961-1973 годах он возглавлял Штутгартский балет. Этот театр, в котором в XVIII веке ставил свои балеты великий Жан-Жорж Новерр, а в XIX — танцевала Мария Тальони, к XX веку утратил свое доброе имя. Именно Джон Кранко сделал его труппу одной из известнейших в Европе. Он сочинил и поставил здесь более 40 балетов, среди которых выделяются многоактные сюжетные спектакли: «Ромео и Джульетта» (1962, новая версия), «Онегин» (1965, на музыку П. Чайковского), «Укрощение строптивой» (1969), «Кармен» (1971, Фортнер, Штейнбреннер). Помимо этого Кранко создавал и одноактные спектакли, в том числе свои версии балетов Игоря Стравинского «Жар-птица» (1964), «Игра в карты» (1965), «Песня Соловья» (1968), «Орфей» (1970). Для Марго Фонтейн был создан балет «Поэма экстаза» (1970, А. Скрябин). В 1972 и в 1985 годах Штутгартский балет с успехом показывал спектакли Кранко на гастролях в России. Джон Кранко ушел из жизни в 46 лет, умерев от сердечного приступа в самолете, возвращаясь с труппой из Вашингтона.
Сегодня «Укрощение строптивой» — общепризнанный шедевр балетного театра. Лаконичность сценарной драматургии, изобретательность режиссуры, блеск и острота хореографии воссоздают на сцене озорной дух комедии Шекспира. Внутренняя архитектоника спектакля выстроена мастерски. На «нижнем этаже» — горожане и домочадцы, из этой массы выделяются «голоса» Бьянки и ее поклонников, на верхнем «этаже» герои балета Катарина и Петруччо. Раскованная фантазия хореографа раскрывает комическое в характерах и поведении всех персонажей, наделяет их терпким танцевальным «красноречием».
Комедийный спектакль не бывает удачным без первоклассных исполнителей. «Укрощение строптивой» ставилось Кранко с расчетом на выпестованных им артистов, удачно сочетающих танцевальное и актерское мастерство: на солистов труппы Хайнца Клауса (Люченцио), Эгона Мадсена (Гремио), будущего знаменитого хореографа Джона Ноймайера (Гортензио), но прежде всего на Марсию Хайде (Катарина) и Ричарда Крэгана (Петруччо). Кранко признавался, что лучшее из его хореографии — дуэты героев «Укрощения». Критика писала, что они полны «русской акробатики»: высокими прыжками, эффектными поддержками. Мужественность рослого и мощного Крэгана оттенялась редким обаянием Хайде, создавшей незабываемый образ девушки-сорванца, превращающейся из «гадкого утенка» в красавицу-жену. Это тот случай, когда роли кажутся неотделимыми от исполнителей, но и исполнители (особенно Крэган) навсегда «отравлены» своими героями. Благодаря талантливым артистам спектакль не иллюстрирует сюжетные интриги, а хореографически преображает их, давая возможность зрителям наслаждаться разнообразными выдумками балетмейстера. Кранко говорил: «Бриллиант бесцветен, однако он отражает свет, и, когда смотришь на него, видишь игру красных, синих, зеленых и желтых искр. Хореографический образ должен быть подобен бриллианту...»
Балет «Укрощение строптивой» в постановке Кранко ставился после его смерти в ряде театров мира: Баварская опера (1976), Лондонский Королевский балет (1977, в главных партиях Мерл Парк и Дэвид Уолл), Королевский шведский балет (1979, с Хайде и Крэганом), Ла Скала (1980, с приглашенным Крэганом), «Джоффри бэллей» (1981), Австралийский балет (1986), Римская опера (1989), Национальный балет Канады (1992). В 1996 году хореолог Джейн Борн воссоздала балет «Укрощение строптивой» на сцене Большого театра, пополнив его небогатый комедийный репертуар. В роли Петруччо блеснул Александр Ветров в паре с Катариной — Марианной Рыжкиной.
А. Деген, И. Ступников
Photo © Stuttgart Ballet