Бетховен. Фортепианные трио No. 5 и No. 6

Piano trios, Op. 70

Композитор
Год создания
1808
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Список сочинений Бетховена

Фортепианные трио Бетховена:

3 трио op. 1: Es-dur; G-dur; c-moll
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели, «Gassenhauer», B-dur, op. 11
2 трио op. 70: D-dur; Es-dur
Трио B-dur op. 97

В 1808 г. Людвиг ван Бетховен дружески сближается с графиней Марией Эрдёди. Какую роль сыграла эта аристократка в жизни композитора, во многом остается загадкой. Некоторые исследователи считают ее одной из возможных кандидаток на роль загадочной «Бессмертной возлюбленной», которой предназначалось неотправленное письмо, но это маловероятно: графиня была замужней женщиной… С уверенностью можно утверждать одно: композитор по мере сил поддерживал морально неизлечимо больную женщину, а графиня была почитательницей его таланта и добрым другом.

1808 г. был для Бетховена нелегким: слух ухудшался, надежных источников средств к существованию у композитора не было. В такой тяжелый период на помощь пришла Мария Эрдёди – некоторое время композитор жил в ее доме. Он отблагодарил графиню за гостеприимство, посвятив ей два фортепианных трио, объединенных в Op. 70. Это произведение открывает период в творчестве Бетховена, когда он создал довольно много камерной музыки. Трио относятся к «среднему стилю», их написанию непосредственно предшествовало создание Симфонии № 6 «Пасторальной». Первое из них трехчастно, во втором же Бетховен обращается к четырехчастному циклу.

Трио № 5 ре мажор стало одним из самых известных и наиболее часто исполняемых фортепианных трио Людвига ван Бетховена, оно уступает по популярности лишь Трио № 7 («Эрцгерцог»). Оно известно под названием «Призрак». Композитор такого заглавия не давал – как это иногда случалось с бетховенскими творениями, оно было дано другими людьми. Таинственная атмосфера медленной части трио действительно располагает к мыслям о чем-то потустороннем. Карл Черни соотносил эту музыку со сценой из «Гамлета», где герой встречается с призраком отца, но в действительности медленная часть трио связана с другой шекспировской трагедией, где тоже появляются призраки.

Бетховен не был оперным композитором, он создал единственную оперу – «Фиделио» – и ту нельзя отнести к числу самых популярных, музыкальные театры ставят ее не так уж часто. Но в жизни композитора была еще одна попытка создания оперы. Провал «Леоноры» (первоначального варианта «Фиделио») не отвратил Бетховена от оперного жанра, он задумывался о создании нового произведения, и внимание его привлекла пьеса Уильяма Шекспира «Макбет». За создание либретто взялся Генрих Йозеф фон Коллин. С этим австрийским драматургом и поэтом Бетховена связывала не только дружба, но и творческое сотрудничество – именно для его пьесы «Кориолан» (а не одноименного шекспировского произведения) композитор создал знаменитую увертюру. Попытка создания оперы ни к чему не привела – работа продвигалась медленно, а затем прекратилась совсем, осталось лишь несколько страниц черновиков (в начале XXI столетия нидерландский музыковед Альберт Виллем Хольсберген на основании этих черновиков воссоздал гипотетическую увертюру к опере «Макбет»), однако музыкальные идеи, возникавшие в период работы над «Макбетом», нашли отражение в Фортепианном трио № 5.

Впрочем, нечто «призрачное» можно усмотреть только во второй части – первая и третья исполнены движения и радости жизни. Решительную вступительную тему первой части – Allegro vivace e con brio – исполняют в унисон все три инструмента, причем расположение голосов весьма необычно: партии скрипки и виолончели располагаются между крайними регистрами, в которых играет фортепиано. Необычным кажется и соотношение тем экспозиции: как правило, главная партия бывает активной, а побочная – лирической, здесь же Бетховен поступает с точностью до наоборот – средоточием женственной лирики становится главная партия, а побочная имеет оттенок мужественности. За лаконичной экспозицией следует разработка, в которой задействованы все темы, но главную роль играет вступление. Эта же тема появляется и в коде, решительно завершая первую часть. Вторая часть – Largo assai ed espressivo – полностью оправдывает заглавие «Призрак»: тихое тремоло в фортепианной партии действительно звучит «призрачно», на этом фоне возникает меланхолическая мелодия, исполненная страдания и скорби. В финале – Presto – царит энергия безудержного движения.

Трио № 6 ми-бемоль мажор отличается сложностью мотивного развития и гармонии, типичной для зрелого стиля Бетховена. Английский музыковед Дональд Фрэнсис Тови отмечает, что в этом произведении Бетховен добился объединения «гайдновских и моцартовских источников». Весьма интересно построение цикла: несмотря на то, что трио четырехчастно, в нем «не находится места» для медленной части – лишь разные варианты быстрых темпов, за исключением медленного вступления, открывающего первую часть. От последующего музыкального материала оно отличается не только темпом, но и метроритмической организацией (вступление излагается в размере 4/4, а последующая главная партия – 6/8).

Фортепианные трио Op. 70 впервые прозвучали в декабре 1808 г. в доме Марии Эрдёди. Партию скрипки исполнил Игнац Шуппанциг, партию виолончели – Йозеф Линке, а фортепианную партию – сам Бетховен.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама