Кантор (от лат. cantor — певец; нем. Kantor).
Первоначально канторами называли церк. певчих, принимавших участие в католич. богослужении. Позднее стали различать К. per usum — певчих, не имевших теоретич. подготовки и певших «по обычаю», т. е. на слух, и К. per artem — «искусных» певцов, знакомых с муз. теорией, с правилами певческого иск-ва. Последние нередко занимали должности певцов соборных и придворных капелл, были учителями пения в соборных, монастырских и гор. школах.
Новый тип К. сложился в протестантских лат. школах 16 в. К. здесь должны были обучать учеников пению и всем предметам и руководить их пением в церк. хоре. Постепенно К. были избавлены от преподавания немуз. предметов, зато их муз. обязанности возросли. Помимо занятий в школе и дирижирования в церкви, к-рая стала привлекать и городских музыкантов-инструменталистов, им было вменено в обязанность создание муз. произведений (мотетов, кантат и т. п.) для праздничных и воскресных церк. служб, а также к разл. гор. торжествам. В больших муз. центрах на одного из К. возлагалась ответственность за музыку во всех церквах. Т. о., К. нередко становились руководителями всей муз. жизни города. В то же время им приходилось вместе со своими учениками выступать на свадьбах, семейных торжествах и погребениях зажиточных горожан, поскольку оплата их офиц. деятельности, как правило, бывала нищенской. Так вынужден был поступать и И. С. Бах, с 1723 до конца жизни (1750) состоявший К. Томаскирхе в Лейпциге.
К кон. 18 в. в связи с изменением форм обществ. музицирования значение К., как главы муз. жизни города, сходит на нет.
Во франц. певческих школах и церквах близкие к функциям К. обязанности выполнял «маэстро капеллы» (Maоtre de chapelle). В рус. церк. пении хором руководит регент, иногда его замещает головщик. В евр. синагоге К. — главный певец, тогда как руководитель хора называется хазаном.
И. Г. Лицвенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это слово имеет несколько вариантов значений, связанных с церковным пением.
Пение — обязательный элемент богослужения. В каждой стране в соответствии с собственными культурными традициями певчие и руководители церковных хоров назывались по-разному. Так, в России певцы назывались певчими, а руководитель хора — головщиком или регентом, в католической церкви певчие называются канторами. В протестантской церкви кантор — руководитель хора, органист, композитор. В его обязанности входили также занятия с хористами, руководство всей музыкальной частью службы. Так было примерно до середины XVIII века, пока в музыкальной жизни не стали преобладать светские формы: концерты, опера, домашнее музицирование.
Есть кантор и в еврейской церкви — синагоге. Кантором там называется главный певец (что-то вроде концертмейстера в оркестре, но не синоним руководителя хора, который называется хазаром).
С канторской службой очень многое связано в жизни И. С. Баха. Он был кантором в церкви Святого Фомы в Лейпциге и музикдиректором города. Обеспечивая музыкальную часть службы и являясь организатором всей музыкальной жизни Лейпцига, Бах интенсивно и много работал, успев написать огромное количество сочинений: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, «Страсти по Матвею», «Высокую мессу», множество инструментальных произведений.
Слушая его музыку, можно удивляться, как сумел этот человек превратить каждодневный обыденный труд в возвышенное, бессмертное искусство.
М. Г. Рыцарева