Дворжак. Скрипичный концерт

Violin Concerto (a-moll), Op. 53

Композитор
Год создания
1879
Дата премьеры
14.10.1883
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Чешский композитор Антонин Дворжак отличался не только талантом, но и поразительной работоспособностью – даже отправляясь на отдых, он продолжал работать. Так было и летом 1879 г., когда композитор отдыхал с семьей в Сихрове. В это время Дворжак приступил к написанию произведения, с просьбой о создании которого к нему обращались уже два музыканта – чешский скрипач Карел Галирж, работавший в Берлине, и Йозеф Иоахим, однако непосредственным поводом к началу работы послужил заказ от музыкального издателя Зимрока. Речь шла о Концерте для скрипки с оркестром. Первоначальная версия была завершена в июле 1879 г. и представлена на суд Иоахима, который посоветовал внести некоторые изменения в скрипичную партию. Последовав его рекомендациям, автор в ноябре отправил ему переработанный вариант, однако Иоахим был занят и не смог сразу заняться Концертом, чтобы высказать свое мнение.

Весной, так и не дождавшись вестей от скрипача, Дворжак отправился в Берлин, где встретился с ним. О чем шла речь во время этой встречи, неизвестно, но после нее композитор радикально переработал произведение и вновь послал партитуру Иоахиму. На этот раз композитору пришлось ждать ответа исполнителя в течение двух лет – и только в 1882 г. он получил от Иоахима рекомендации: скрипач советовал внести некоторые изменения в сольную партию и облегчить оркестровку. Внеся требуемые изменения, Дворжак ощущал большое облегчение – ведь разрешения вопроса он ждал два года! Однако изменения в Концерт вносились и после этого – на сей раз инициатором их выступил Зимрок. Он полагал, что первые две части должны быть разделены паузой, а финал следует сократить. На сокращение финала Дворжак согласился, но настаивал, чтобы первые две части исполнялись без перерыва, в этом его поддержал Пабло Сарасате – и в конечном итоге Зимрок согласился на это, и в таком виде Концерт был издан.

Скрипичный концерт Дворжака создавался почти одновременно с аналогичными сочинениями Петра Ильича Чайковского и Иоганнеса Брамса. Примечательно, что между этими произведениями немало общего: лирическая (в широком смысле) направленность первых двух частей, опора на танцевальность в финале. Подобно Брамсу и Чайковскому, Дворжак в трактовке жанра инструментального концерта опирался на традиции Людвига ван Бетховена, но интерпретировал их по-своему.

Отступлением от классических традиций выглядит форма первой части – Allegro ma non troppo, в ней сочетаются черты сонатности, рондообразности и рапсодийной импровизационности. Несколько тем чередуются свободно, но первая из них занимает главенствующее положение. Построенная как диалог солиста и оркестра, она складывается из двух элементов – героического и лирико-драматического. При последующих проведениях эта тема, играющая роль рефрена, варьируется. Эпизоды носят лирический характер, в них заметны народнопесенные черты.

Часть вторая – Adagio ma non troppo – следующая за первой без перерыва, имеет трехчастную форму. Основная тема сразу задает повествовательный тон. Более взволнованно звучит средний раздел, где разворачивается «диалог» солирующей скрипки и валторны. В идиллически-пасторальной коде звучит «золотой ход» валторны.

К классическим образцам наиболее близок финал – Allegro ma non troppo – в рондо-сонатной форме. Он пронизан стихией танца и исполнен жизнерадостного настроения. В рефрене присутствует ритм чешского танца фурианта. Особенно задорно звучит эта тема в репризе, где оркестровка имитирует звучание деревенского ансамбля.

Антонин Дворжак посвятил свой единственный Скрипичный концерт Йозефу Иоахиму – ведь он был один из тех, кто сподвиг композитора на его создание, помог автору в работе над ним – и Дворжак, несомненно, рассчитывал, что именно Иоахим осуществит мировую премьеру Концерта. Но, как это ни парадоксально, Иоахим никогда не исполнял этого произведения, посвященного ему – на момент его создания скрипачу было уже за пятьдесят, много времени и сил отнимала работа в качестве директора Академии музыки в Берлине, поэтому он охотнее исполнял хорошо знакомые произведения, нежели представлял публике новые. Первым исполнителем Концерта Дворжака стал другой скрипач – молодой чешский виртуоз Франтишек Ондржичек, незадолго до того завершивший обучение во Франции у Ламбера Жозефа Массара и успешно гастролировавший по Европе. Исполнение произведения, созданного композитором-соотечественником, Ондржичек рассматривал как свой священный долг. В октябре 1883 г. он впервые исполнил Концерт в Праге с оркестром Национального театра, а в декабре – в Вене (дирижировал Ханс Рихтер). Ондржичек не раз исполнял Скрипичный концерт Дворжака в разных странах, что способствовало популярности произведения.

Концерт для скрипки с оркестром Антонина Дворжака вошел в репертуар многих выдающихся скрипачей, среди которых – Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Ваша Пршигода, а также правнук композитора – Йозеф Сук.

Симфоническое творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама