Дворжак. Струнный квартет No. 11

String Quartet No. 11 (C-dur), Op. 61, B. 121

Композитор
Год создания
1881
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

На рубеже 1870-1880-х гг. Антонин Дворжак становится одним из наиболее авторитетных композиторов в родной стране. Он был избран членом комитета, а затем председателем музыкальной секции чешского художественного общества «Умнелецкая беседа», участвовал в работе жюри различных композиторских конкурсов. Слава композитора перешагнула пределы Чехии – издатели нередко заказывают ему переложения его произведений для фортепиано в четыре руки, получает он и другие заказы – например, для Жана Беккера, возглавлявшего Флорентийский квартет, был создан Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор, известный как «Славянский».

Творения Дворжака исполняют охотно лучшие зарубежные музыканты. Осенью 1879 г. композитору доставило большую радость известие о том, что квартет, возглавляемый Йозефом Хельмесбергером, исполнил в Вене его Славянский квартет. Но в 1881 г., работая над оперой «Димитрий», Дворжак получает другую весть, связанную с этим исполнительским коллективом – и эта новость оказалась для него полной неожиданностью. В венских газетах появляется сообщение, что в декабре Квартет Хельмесбергера исполнит новый струнный квартет Дворжака. Таким образом, о грядущей премьере своего нового сочинения, еще не существовавшего даже в эскизах, композитор узнал последним. После этого ему ничего не оставалось, как приняться за создание квартета, по возможности рационально распределяя время: с утра он занимался оперой, а во второй половине дня – квартетом. В октябре была написана первая часть, но этой работой композитор остался недоволен, он написал другую первую часть – до-мажорную, а в начале ноября был завершен Струнный квартет № 11 до мажор.

Одиннадцатый струнный квартет Антонина Дворжака по интонационному стою принципиально отличается от своего предшественника. Если Десятый квартет с полным основанием именуют «Славянским», то в этом произведении связь с народно-жанровыми образцами выражена несравненно слабее. В Квартете почти нет мелодий, которые обладали бы ярко выраженным чешским колоритом (исключение составляет только главная партия четвертой части). В данном случае ориентиром для композитора послужили творения Людвига ван Бетховена и отчасти Франца Шуберта. Не исключено, что композитор целенаправленно старался ориентироваться на традиции венских классиков – ведь предполагалось, что квартет будет представлен венской публике, а не чешской, и исполнять его должны были австрийские музыканты.

Это камерное произведение отличается подчеркнутой классичностью облика и исключительной интеллектуальной глубиной. Форме квартета присущи уравновешенность и компактность. Но ориентация на классические традиции при относительно слабой выраженности национального начала не помешала Антонину Дворжаку проявить индивидуальные черты своего композиторского стиля. Гармония квартета очень красочна, полимелодическая музыкальная ткань насыщена приемами имитационной полифонии.

В первой части – Allegro – композитор достаточно оригинально трактует сонатную форму: многотемность, трехчастность главной партии, начало репризы, приходящееся на кульминацию. В тональном плане важную роль играют терцовые соотношения тональностей и плагальность.

Вторая часть – Poco adagio e molto cantabile – одно из самых проникновенных адажио, созданных Дворжаком. Примечательны импульсивные хроматические интонации, а также диалогическое развитие основной темы.

В третьей части – Scherzo. Allegro vivo – особенно явственно ощущается ориентация на бетховенские образцы. Точнее, следование традициям Бетховена проявилось в крайних разделах с их резкими ритмами, а в среднем разделе – трио – в большей степени чувствуется влияние Шуберта.

Четвертая часть – Finale. Vivace – исполнена бурной радости. Единственный раз в Одиннадцатом квартете явственно дает о себе знать национальное начало – главная партия напоминает скочну, чешский народный танец. Яркость радостных чувств несколько ослабевает к концу части, но вспыхивает с новой силой в краткой, но зажигательной коде.

Запланированная на декабрь 1881 г. премьера Одиннадцатого квартета, известие о которой оказалось столь неожиданным для Антонина Дворжака, не состоялась – этому помещал пожар, случившийся восьмого декабря и погубивший Венский театр комической оперы (Рингтеатр). Доподлинно неизвестно, когда публика впервые услышала новое камерно-инструментальное сочинение Дворжака, но первое исполнение, о котором имеются достоверные сведения, состоялось в Берлине в начале ноября 1882 г. Первым исполнителем произведения стал квартет, возглавляемый Йозефом Иоахимом. В январе 1884 г. состоялась чешская премьера Одиннадцатого квартета. Исполнили его Фердинанд Лахнер, Юлиус Раушер, Йосеф Крехан и Алои Неруда.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама