ДЖАЛИЛЬ / Муса Джалиль — опера-поэма Н. Жиганова в 7 картинах, либретто А. Файзи с использованием фрагментов стихотворений М. Джалиля.
Премьера: Казань, 15 мая 1957 г., под управлением К. Тихонова. Спектакль был показан в Москве в 1957 г. на декаде татарского искусства; премьера на русском языке: Москва, филиал Большого театра, 19 июня 1959 г., под управлением Б. Хайкина.
Муса Джалиль — выдающийся татарский поэт, человек высокого мужества и героизма, казненный гитлеровцами в тюрьме Шпандау в Берлине (1944). Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Жиганов, связанный с поэтом узами дружбы (на его либретто он написал оперу Алтынчач), создал в своем произведении яркий образ человека, борца, поэта.
Своеобразна драматургия оперы, названной автором поэмой. События предстают в восприятии главного героя. Действие начинается в преддверии его казни. Джалиль вспоминает фронт, окружение, ранение, попытку остановить предателя-перебежчика, плен. Для борьбы с врагом он надел личину предателя, завоевывая доверие немцев. Мнимая измена вызвала гневное осуждение военнопленных, не посвященных в тайну. Гитлеровцам удается установить, что Джалиль — руководитель антифашистского подполья, и они бросают его в тюрьму, подвергают истязаниям. Только тогда все понимают подвиг поэта. Бесстрашно встречает герой свой смертный час, отдавая тетрадку тюремных стихов другому узнику — бельгийцу Андрэ. Любовь к отчизне, ненависть к врагу, интернациональная дружба получили в музыке глубокое и яркое воплощение.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
Муса Джалиль, поэт (драматический тенор), Жена поэта
(лирико-драматическое сопрано), Журавлев, полковник, командир
отряда (бас), Андрэ, бельгиец, военнопленный (баритон), Казанфаров,
лейтенант (баритон), Хаят, татарская девушка, угнанная в фашистскую
Германию (меццо-сопрано), Безумная женщина с ребенком, белоруска
(меццо-сопрано), Ковалев, старшина (бас); Солдаты: Сатпаев, казах
(тенор), Ишназаров, татарин (баритон), Усенко, украинец (бас); Два
немецких офицера (характерные тенора).
Солдаты, военнопленные, часовые, дети, женщины — подруги жены
поэта, люди разных национальностей, угнанные в фашистскую
Германию.
Действие происходит в 1941—1944 гг.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
В мрачной камере Моабитской тюрьмы проводит свои последние часы приговоренный к смерти Джалиль. Его мысли обращаются к Родине, в памяти всплывает прощание с женой и спящей дочуркой, видения родной Казани, мирные народные напевы Татарии.
Нам скрепили дружбу
Кровь и пламя.
Новые воспоминания оживают перед мысленным взором поэта. Короткая передышка между боями. Солдаты пишут письма домой, чистят оружие. Казах Сатпаев напевает грустную песню о далеком Иртыше. Ишназаров сочиняет письмо казанским девушкам, но, заслушавшись, забывает о нем. Приход капитана Джалиля поднимает настроение у загрустивших воинов. Он помогает Ишназарову закончить письмо, найдя простые сердечные слова. Внезапно вбегает лейтенант Казанфаров. В панике он кричит, что отряд окружен фашистами. Джалиль резко обрывает его. Полковник Журавлев грозит отдать труса и паникера под суд, но Казанфаров клянется в бою искупить свою вину. Бойцы расходятся; Журавлев открывает Джалилю серьезность положения. Он говорит о своем решении отвлечь на себя силы фашистов, чтобы Джалиль с частью отряда смог выйти из кольца, и признается, что поэт, чьи пламенные стихи поднимают людей на борьбу, дорог ему, как сын.
Кто не знает мужества — тот раб.
Ночь. Зарево далеких пожаров. На обугленной земле лежит тяжело раненный Джалиль. Придя в себя, он слышит голос, напевающий колыбельную песню. К нему приближается безучастная ко всему женщина с мертвым ребенком на руках и проходит мимо, не слыша обращенных к ней слов. Джалиль пытается встать, но снова теряет сознание. Очнувшись, он видит человека, который, прячась, пробирается от линии фронта, и узнает в нем Казанфарова. Джалиль приказывает ему вернуться на поле боя. Дезертир пытается застрелить единственного свидетеля его бегства, но Джалиль опережает его. Раненый Казанфаров бежит прочь, а Джалиль, проклиная изменника, идет к фронту.
Прости, Родина!
За колючей проволокой концлагеря группами собираются военнопленные. Испытания не сломили их волю. Пользуясь тем, что часовой далеко, они читают стихи Джалиля. Бельгиец Андрэ стережет их, беззаботной песенкой предупреждая о приближении опасности. Обессиленный поэт выходит из комендатуры. Друзья предлагают ему организовать побег, но он отказывается, не желая спасаться ценой жизни других. Фашисты предложили сохранить ему жизнь, если он будет служить им. Джалиль принял это предложение: отныне он будет бороться с врагом, надев позорную маску предателя. Его страшит лишь, что слух о предательстве дойдет до Родины и близких.
Кто посмеет сказать,
Что я предал?!
На разрушенной железнодорожной станции в немецком тылу работают люди, согнанные из разных стран. Они читают приказ, обещающий награду за поимку руководителя подпольной борьбы Гумерова, чьи песни так любимы народом. С ненавистью и презрением встречают пленные Джалиля, одетого в немецкую форму. Джалиль напутствует легионеров, навербованных немцами, перед отправкой на Восточный фронт. Эшелон отправлен, все расходятся. Муса Джалиль остается один. Он слышит грустную песню татарской девушки Хаят, полную тоски по родным местам, и спрашивает, кто сочинил эту песню. Вместо ответа Хаят бросает ему в лицо слова презрения. Сбежавшиеся пленные оскорбляют его, грозят расправой. Солдаты оттесняют народ, окружая Джалиля. Офицер злобно кричит: «Ваши легионы переходят на сторону Советов!» — и вдруг догадывается — «Гумеров!…» Пленные с мольбой простирают руки к Джалилю: теперь он может смотреть людям прямо в глаза.
Не верь!
Муса, брошенный в тюремную камеру, мыслями обращается к жене. Он видит утешающих ее подруг, веселье новогоднего праздника, игры детей, и среди них свою дочь. Внезапно Джалилю представляется иная картина; что расскажет о нем Казанфаров?! Он видит предателя, входящего в его дом, слышит настойчивые вопросы жены и ответ: «Муса перешел на сторону врага». Но жена не верит лживой вести.
Песни всегда посвящал я отчизне,
Нынче отчизне я жизнь отдаю.
Вновь вокруг глухие стены тюрьмы. В камеру вталкивают избитого Андрэ. Джалиль склоняется над ним. Бельгиец не понимает, как человек, приговоренный к смерти, может еще писать стихи. Но Джалиль знает — у него много друзей. Готовясь к казни, он передает Андрэ «Моабитскую тетрадь»: его стихи должны дойти к народу. Поэт обращается к Германии, родине Маркса, Гейне, Бетховена, горячий призыв сбросить цепи позора. Его слова подхватывают десятки голосов.
М. Друскин