Опера Жиганова «Алтынчач»

Композитор
Дата премьеры
24.06.1941
Жанр
Страна
СССР

Опера Назиба Жиганова в 4 действиях, 6 картинах; либретто Мусы Джалиля.
Первое представление состоялось 12 июля 1941 года в Казани.

Действующие лица:

  • Старая Тугзак, меццо-сопрано
  • Её сыновья: Янбулат, тенор, Шабай, бас
  • Джик-Мерген, внук Тугзак, тенор
  • Алтынчач, златокудрая девушка, сопрано
  • Каракаш, ее дед, бас
  • Хан, баритон
  • Урмай, приближенный хана, тенор
  • Танслу, подруга Алтынчач, сопрано

Первое действие

Тугзак, правительница одного из ханств булгарского племени, — мать девяти богатырей и бабушка девяноста внуков, — празднует рождение своего младшего внука, сына Янбулата Девятого. Когда сам Янбулат и его товарищи возвращаются с охоты, Тугзак сообщает им радостную весть и нарекает внука именем Джик-Мерген.

Неожиданно празднество прерывается тревожной вестью. Дозорный сообщает о нападении на мирный булгарский народ многочисленных полчищ монгольского хана. Правительница призывает народ к героическому сопротивлению. Но силы неравны. В бою погибает Янбулат. Тугзак мужественно воспринимает эту весть — правительница озабочена одним: сохранить свой род, спасти младшего внука. Она успевает усадить маленького Джик-Мергена вместе с его матерью в лодку и отправляет их в далекие края.

Грозный и жестокий хан празднует победу. Он издевается над побежденной правительницей, которая заботится о сохранении своего рода: в живых хан оставит ее одну, но лишь после того, как ей выколют глаза. Измученная, но не сломленная пытками, Тугзак предсказывает хану гибель от руки Джик-Мергена.

Второе действие

Первая картина. Двадцать лет стонет булгарский народ под игом жестокого монгольского хана. Но неспокоен хан. Его томят мрачные, хотя и неясные предчувствия. Их не может разогнать даже богатая охота. Приближенный хана Урмай советует своему повелителю развлечься с красивой девушкой. Он найдет такую, которая будет хану по душе.

В лесу, где остановились охотники, деревенские девушки собирают ягоды. Среди девушек красавица-Алтынчач, внучка местного старейшины Каракаша. Причесываясь у ручья, она рассказывает подругам, что, заблудившись в лесу, встретила красивого, но печального юношу. Взволнованная рассказом, Алтынчач не замечает, как роняет один свой золотой волос. Заслышав приближение ханской охоты, девушки разбегаются. Хан, подняв прекрасный золотой волос, загорается любовью к юной девушке и приказывает Урмаю разыскать и привести красавицу.

Вторая картина. Джик-Мерген, которому удалось спастись от беспощадной руки хана, превратился в красивого, могучего юношу. Он ничего не знает о своем происхождении, о своих родителях. Звери и птицы вскормили его. Дремучий лес стал его отчим домом.

Неожиданно перед юношей возникает светлое видение: прекрасная Алтынчач, спасаясь от преследований Урмая, прибежала в лесную чащу и просит защиты.

Джик-Мергену удается избавить девушку от назойливого ханского прислужника, и она доверчиво рассказывает юноше о себе, о своей жизни. Джик-Мерген провожает Алтынчач в деревню, где живет ее дед.

Жестокий хан разъярен. Узнав, что Урмаю не удалось взять в плен золотоволосую девушку, он грозит обезглавить своего приближенного. Но Урмай — единственный его слуга, знающий, как разыскать Алтынчач, и хану поневоле приходится смирить свой гнев.

Третье действие

Алтынчач и Джик-Мерген крепко полюбили друг друга. Выросшему в лесу юноше открыто немало чудесных тайн. Метким выстрелом из лука сбивает он три золотых пера с пролетающего в небе лебедя. Эти перья обладают волшебным свойством: если с человеком, который их добыл, случится беда, они теряют свой цвет, тускнеют. И тогда, взмахнув ими, можно вызвать на помощь могущественного «лебедя-сердеш» — птицу-друга. В знак нерушимой своей любви Джик-Мерген дарит Алтынчач перья и рассказывает об их чудесных свойствах.

Дед девушки Каракаш — старейшина разгромленной ханом деревни — глубоко заинтересовался Джик-Мергеном. По некоторым ответам юноши на его вопросы, Каракаш убеждается, что перед ним — младший внук правительницы Тугзак, тот, кто, по пророчеству бабушки, должен избавить свой народ от бесчеловечных завоевателей. Жива и сама Тугзак, слепая, искалеченная, но преисполненная страстной ненависти к врагам своего народа. Она не знала, жив ли ее младший внук, но теперь, с радостью убедившись, что ему удалось уйти от смертоносных стрел хана, старая Тугзак без колебаний благословляет Джик-Мергена на опасный подвиг. Решив выступить против врагов, юноша посылает в ханский лагерь стрелу — знак вызова на бой. У Джик-Мергена много соратников — его соотечественники вооружаются, чтобы в нужную минуту вместе с храбрым юношей броситься на врагов.

Четвертое действие

Первая картина. По-прежнему угрюм хан в своем роскошном шатре. Тяжелые предчувствия продолжают томить его. Все мрачно кругом. Страна разорена и пустынна, девушки-невольницы горько оплакивают свою печальную долю. Неожиданно хан радостно оживляется. Урмай приводит к нему долгожданную Алтынчач. Он, наконец, похитил золотоволосую девушку. Но Алтынчач горда и недоступна. Она отвергает любовь могущественного хана и его драгоценные подарки. Хан взбешен. Он готов жестоко расправиться с отважной девушкой, но в эту минуту приходит дерзкий вызов Джик-Мергена. Хан сам отправляется в поход во главе своего войска.

Алтынчач бросает взгляд на волшебные перья — они теряют чудесный золотой цвет, начинают темнеть. Девушка понимает, что любимому грозит смертельная опасность. Взмахнув перьями, она вызывает «лебедя-сердеша». У Алтынчач вырастают могучие крылья. Вместе с верным другом-птицей она устремляется на помощь Джик-Мергену.

Вторая картина. На крутом и безлюдном берегу Джик-Мерген ожидает поединка с врагом. Появляется вражеское войско во главе с ханом и Урмаем. Хан потрясен известием, что противник — внук ослепленной им Тугзак. Ведь бывшая правительница булгарского ханства предсказала ему гибель от руки своего младшего внука. Коварный хан решает всем войском окружить и уничтожить опасного врага.

Джик-Мерген подает условный знак своим соотечественникам. Кроме того, взмахнув лебедиными крыльями, он взывает к помощи дружественных сил природы. Величественная стая золотых лебедей во главе с Алтынчач бросается на полчища хана, ослепляя его воинов невиданным блеском крыльев. Войско хана охвачено паникой. Отряды Каракаша, поспешившие на зов Джик-Мергена, уничтожают врагов. Бессердечный хан пленен. Чужеземное иго пало.

Звучит торжественный гимн в честь отважных Джик-Мергена и Алтынчач, вернувших свободу родному народу.


АЛТЫНЧАЧ / Алтынчеч / Золотоволосая — опера Н. Жиганова в 3 д. (5 к.) с прологом, либретто М. Джалиля на основе татарских народных легенд. Премьера: Казань, 24 июня 1941 г., под управлением Д. Садрижиганова. В новой редакции опера была поставлена в 1944 г. в Казани, в 1946-м — в Уфе, в 1948-м — в Алма-Ате. Заново осуществленный в 1956 г. спектакль был показан в Москве на декаде татарского искусства в 1957 г. Премьера на русском языке (под названием «Золотоволосая»): Казань, 30 ноября 1959 г.

Создание и постановка героической оперы Жиганова — выдающееся событие в культурной жизни татарского народа. Автор текста М. Джалиль, поэт и воин, замученный гитлеровцами, явивший великий пример доблести и мужества, создал на основе татарской народной легенды «Джик-Мерген», сказки «Алтынчач» и других сказок произведение высоко патриотическое. Эпические образы наполнились новым идейным содержанием.

Действие оперы развертывается в XIII в., во время нашествия монгольских орд на Приволжскую и Прикамскую Булгарию. Мудрая старая Тугзак спасает от монгольского хана своего внука Джик-Мергена, которому, как она чувствует, в будущем предстоит стать освободителем родного народа. Но сама она попадает в руки хана, который велит подвергнуть ее пыткам и ослепить. Тугзак предвещает извергу гибель.

Несмотря на двадцатилетнее владычество, хану не удалось сломить булгар. В глухом лесу вырос и возмужал ставший храбрым воином Джик-Мерген. Он встретил прекрасную Алтынчач (золотоволосую девушку) и спас ее от преследования ханских прислужников. Джик-Мерген дарит девушке волшебные лебединые перья: взмахнув ими, можно вызвать на помощь «птицу-друга», которая выручит из беды. Тем временем Тугзак нашла Джик-Мергена и открыла ему тайну его происхождения. Молодой богатырь вызывает хана на поединок. Алтынчач, попавшая в ханский плен, узнает, что ее любимому грозит беда, взмахивает волшебными перьями и вместе с «птицей-другом» спешит к нему на помощь. Природа встает на защиту героя. Златокрылые лебеди ослепляют монгольские полчища. Джик-Мерген и его воины разбивают врагов, захватывают хана в плен. Родная земля свободна.

«Алтынчач» — одно из лучших произведений Жиганова. Сохраняя верность духу народного песнетворчества, композитор опирался на традиции музыкальной классики, прежде всего Римского-Корсакова. И в принципах музыкальной драматургии, в целомудренной чистоте образов Алтынчач, мужестве Джик-Мергена много общего с героями сказочных опер великого русского композитора. Превосходное владение средствами оперной выразительности, симфонизм, богатство и разнообразие вокальных форм, яркий мелодизм определили значение этого талантливого сочинения в истории отечественного музыкального театра.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама