Дворжак. Струнный квартет No. 1

String Quartet No. 1 (A-dur), Op. 2, B. 8

Композитор
Год создания
1862
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Струнный квартет № 1 ля мажор Антонин Дворжак написал в 1862 г. Композитору было в то время немногим более двадцати лет, и это произведение стало для него вторым сочинением в области камерно-инструментального ансамбля (первым был ля-минорный Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели, который композитор завершил в 1861 г., не имея никакой надежды на его исполнение, и сразу же принялся за сочинение струнного квартета). Дворжак посвятил его чешскому композитору и музыкальному педагогу Йозефу Крейчи, у которого он обучался теории музыки в Пражской школе органистов (впоследствии Крейчи возглавил Пражскую консерваторию).

Первый из четырнадцати струнных квартетов, созданных Дворжаком, был для композитора во многом юношеской «пробой пера», и этим объясняется предельная консервативность, проявившаяся в этом сочинении (впрочем, некоторая консервативность в то время была характерна для музыкальной жизни Праги в целом). Образцом для молодого композитора послужили квартетные сочинения классиков, прежде всего – Людвига ван Бетховена. Это проявилось, в частности, в структуре цикла: первая часть – Andante – Allegro – сонатное аллегро с медленным вступлением, вторая – Adagio affettuoso ed appassionato – медленная, третья – Allegro scherzando – скерцо в сложной трехчастной форме с трио, четвертая – Finale. Allegro animato – подвижный финал в сонатной форме.

Проявилось в квартете и влияние композиторов-романтиков. Лирическая проникновенность распевных мелодий – в особенности во второй, медленной части – заставляет вспомнить о творениях Франца Шуберта. Перекликаются с музыкальным языком этого композитора и тончайшие тональные сдвиги. Относительно свободная интерпретация сонатной формы роднит это раннее сочинение Дворжака с произведениями Роберта Шумана. Сам Дворжак, вспоминая о своем Первом струнном квартете в 1898 г., в одном из писем назвал его «квартетом в стиле Мендельсона». Сходство с камерно-инструментальным творчеством Феликса Мендельсона-Бартольди, а именно – с его Вторым струнным квартетом можно усмотреть в медленном вступлении, музыкальный материал которого впоследствии появляется в других частях цикла, в частности – в финале перед заключительным Stretto.

Однако было бы ошибкой видеть в Струнном квартете № 1 ля мажор Антонина Дворжака исключительно юношеское подражание великим предшественникам. В этом раннем сочинении уже проявляется самобытный почерк композитора, те его черты, которые еще «встанут в полный рост в последующих его творениях, в том числе и в других струнных квартетах. Тематизм квартета очень оригинален и индивидуален, в нем проявляется истинная свежесть музыкальной мысли – в особенности это относится к первой части квартета и к заключительной, в которых ярко проявляется живой творческий темперамент композитора.

Очень важной чертой первого квартета Дворжака представляются черты национального своеобразия – их пока еще не так много, как в более поздних творениях, и все-таки они присутствуют – в частности, в трио (среднем разделе третьей части) возникают чешские танцевальные ритмы, сочетающиеся с типичными приемами фольклорного музицирования – «пустыми» квинтами у виолончели, напоминающими звучание волынки, и причудливыми скрипичными фигурациями. Появление национальных особенностей в музыке квартета не вызывает удивления, если учесть, в какой обстановке он создавался: в общественно-политической жизни Чехии происходили весьма важные изменения – так называемый «Октябрьский диплом», изданный Францем Иосифом в 1860 г., хотя и не принес большого числа реальных перемен, все же способствовал росту национального самосознания, в Чехии создавались многочисленные культурно-просветительские и профессиональные музыкальные организации.

По свидетельству самого Дворжака, это произведение удостоилось одобрения его наставника, и в пору молодости композитора ля-мажорный квартет неоднократно исполняли его товарищи, однако более точных сведений об исполнении первого из четырнадцати струнных квартетов вскоре после его создания не существует. Квартет был надолго забыт, более того – автор был уверен, что уничтожил его (подобным образом он поступил со многими своими ранними произведениями).

Но все же судьба этого произведения оказалась более счастливой, чем у его предшественника – ля-минорного Квинтета, который так и не был исполнен при жизни Дворжака. Много лет спустя, когда после создания Квартета прошло более четверти века, один из друзей детства композитора обнаружил партитуру. Дворжак внес ряд изменений, значительно сократив произведение (если продолжительность звучания первоначальной версии превышала сорок минут, то во второй она сократилась до получаса). В переработанном виде Струнный квартет № 1 ля мажор впервые прозвучал в 1888 году.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Балакирев. «Тамара» Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама