Антонин Дворжак

Дата рождения
08.09.1841
Дата смерти
01.05.1904
Профессия
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Антонин Дворжак (чеш. Antonín Dvořák; 8 сентября 1841, Нелагозевес, на Влтаве — 1 мая 1904, Прага) — чешский композитор и дирижёр.

Список сочинений Дворжака и основные даты

Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.
Г. Ларош

В своем последнем инструментальном сочинении — симфонической поэме «Богатырская песнь» (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.

Родился Дворжак в маленькой чешской деревушке в семье мясника, многие поколения которой традиционно занимались этим ремеслом. И к такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, отец подарил ему передник мясника и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в мясной лавке. Знакомство с музыкой состоялось в деревенской школе, где по обычаю того времени дети обучались грамоте и музыке.

После окончания двухгодичной школы, чтобы мальчик в полной мере овладел ремеслом, его отправили в город Злонице. Там он прошел надлежащий курс обучения и проработал положенное время на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга. И только получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, Дворжак смог подумать о будущем. Мечты его тогда были скромные. Художник в нем еще дремал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который хотел одну профессию сменить на другую, гораздо более его привлекавшую.

Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных органистов и композиторов. Но теоретических знаний, полученных в Органной школе за 2 года, конечно, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов. Дворжак это понимал, и потому решил любой ценой остаться в Праге, отказавшись от места органиста в провинции. Жил он впроголодь, играя по вечерам на альте в маленькой капелле Комзака, выступавшей в одном из ресторанов. Зато днем сидел над партитурами И. Гайдна, В. А. Моцарта, обожаемого им Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Вагнера...

Осенью 1862 г. в Праге открылся Временный театр, и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Проработав в оркестре театра 10 лет, Дворжак принял участие в исполнении многих опер, в т. ч. «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М. Глинки, «Гальки» С. Монюшко, первых опер Б. Сметаны. Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. А сочинял он в ту пору много, но без всякой надежды на исполнение, даже избегая рассказывать о своих опытах. Им были написаны струнные квартеты, 2 симфонии и вокальный цикл «Кипарисы» (на ст. Г. Пфлегер-Моравского), запечатлевший романтическое чувство первой любви. Увлечение Вагнером породило оперу «Альфред» (на сюжет из раннего средневековья).

Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе, когда ему было 30 лет и он еще не слышал ни одного своего сочинения. Заслуга в открытии Дворжака-композитора принадлежит известному чешскому деятелю, редактору пражской музыкальной газеты Л. Прохазке, поддерживавшему все новое и значительное в чешском искусстве. Ознакомившись с партитурой комической оперы Дворжака «Король и угольщик» (по народной сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасенном добродушным угольщиком, либр. Б. Гульденера, 1871), Прохазка стал на многие годы его активным пропагандистом. Он же своими советами помог Дворжаку погрузиться в стихию отечественной культуры и сбросить гипнотическую власть музыки Вагнера. По-славянски напевные мелодии Дворжака приобрели постепенно особую красоту и силу. Музыка стала насыщаться героикой и патриотизмом.

Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к «Королю и угольщику» и особенно исполнение хорового гимна (на ст. В. Галека «Наследники Белой горы»), подкрепленное выступлениями Прохазки в прессе, сразу принесли Дворжаку широкую известность. Он получил на 5 лет государственную артистическую стипендию (чему способствовал И. Брамс, возглавлявший жюри и считавший, что «то лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет»), ушел из оперного театра и целиком отдался творчеству.

Следом появились комические оперы «Упрямцы» (на сюжет из жизни чешской деревни, очень напоминающий «Проданную невесту» Сметаны, 1874), «Хитрый крестьянин» (1877) и трагическая опера «Ванда» (о легендарной польской княжне, правившей страной подобно чешской Либуше, 1875), малоудачная опера «Димитрий» (о Самозванце, 1882) и одна из лучших опер Дворжака «Якобинец» (1888).

В промежутках создавались камерные сочинения. Жанр камерно-инструментальной музыки был истинной любовью Дворжака, и он не изменял ему до конца своих дней. Им написано 14 струнных квартетов; 2 фортепианных, 3 струнных квинтета; струнный Секстет; струнные трио; фортепианное Трио; множество пьес для скрипки, виолончели, для фортепиано в 2 и в 4 руки.

Много у Дворжака и вокальных произведений. Это хоры, в которых композитор старался раскрывать поэтические образы в оригинальных, но близких к народным мелодиях; знаменитые «Моравские дуэты» на тексты моравских народных песен; циклы «Кипарисы», «Вечерние песни», «Цыганские мелодии», «Песни любви» и др.

Со смертью маленькой дочери Дворжака связано появление его первого произведения религиозного характера «Stabat mater» (1877), повествующего о страданиях матери. Величественная и скорбная музыка «Stabat mater» принесла Дворжаку первый значительный успех в Англии (куда он многократно и охотно приезжал потом дирижировать своими произведениями) и в других странах. В 1890 г. Дворжак был избран членом Чешской академии наук и почетным доктором философии Карлова университета в Праге. В 1891 г. он стал почетным доктором Кембриджского университета. Двумя годами позже этой чести был удостоен П. Чайковский, с которым Дворжака связывала крепкая дружба, доказательством чему служит их сохранившаяся переписка и приезд Дворжака с концертами в Россию по приглашению Чайковского в 1890 г.

Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний, из которых наиболее популярна Девятая («Из Нового Света», 1893), написанная в США, где Дворжак был директором и профессором Нью-Йоркской консерватории; симфонические поэмы «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь»; увертюры; сюиты; 3 Славянские рапсодии и, конечно же, знаменитые «Славянские танцы», широко известные в самых различных переложениях.

За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата «Американский флаг» и Концерт для виолончели с оркестром. Этот концерт наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. Вернувшись в Прагу в 1895 г., Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год своего пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу.

До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы «Чёрт и Кача» (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки «Русалка» — трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви. Последним произведением Дворжака стала его десятая опера — рыцарско-фантастическая «Армида» (на сюжет одного из эпизодов поэмы «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо).

Дворжак скоропостижно скончался от инсульта. Траурный флаг на пражском Национальном театре возвестил о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего второго великого классика. Могучий талант и упорный труд Дворжака утвердили национальные традиции чешской музыки и обогатили мировую музыкальную культуру многими великолепными произведениями. Особую ценность представляют его оркестровые и инструментальные сочинения. В них яркое национальное своеобразие, основанное на претворении особенностей чешского и словацкого народно-песенного творчества, сочетаются с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы.

З. Тулинская
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Дворжак, Антонин (8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве — 1 V 1904, Прага) — чешский композитор и дирижёр. Сын мясника, владельца постоялого двора, который был большим любителем музыки. Начал заниматься музыкой самостоятельно, затем играл на скрипке в местном сельском оркестре под руководством кантора Й. Шпица. С детства любил народные песни и танцы, имевшие громадное значение для формирования его творческого облика. После окончания общеобразовательной школы в Нелагозевесе (1853) знакомится с ремеслом мясника под руководством отца. С 1854 в Злонице изучает игру на скрипке, затем и на органе; под руководством кантора А. Лимана занимается теорией, пением, играет на альте в его капелле. В 1855-56 Дворжак учился в г. Ческа-Каменице, где продолжал заниматься музыкой под руководством кантора P. Ганке.

Не имея возможности платить за обучение, Дворжак возвратился в Злонице, где в ноябре 1856 получил свидетельство об овладении ремеслом мясника. Однако в сентябре 1857 Дворжак, по совету Лимана, уезжает в Прагу и поступает в Органную школу. Его учителя — Й. Фёрстер-старший (орган), Ф. Блажек (гармония и контрапункт), композитор Й. Л. Звонарж (пение). Одновременно Дворжак в качестве альтиста принимает участие в концертах певческого музыкального Общества св. Цецилии, при котором имелись большой хор и оркестр. Исполняя в оркестре этого общества классические симфонические и кантатно-ораториальные произведения, Дворжак особенно полюбил творчество Моцарта (его до конца дней называл «солнцем на небе»), глубоко изучил музыку немецких романтиков, в частности Р. Вагнера.

К 1857-59 относится сближение Дворжака с К. Бендлем и А. Чехом, ставшими впоследствии выдающимися деятелями чешской музыкальной культуры. В 1859, по окончании Органной школы, Дворжак поступил альтистом в концертный эстрадный ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в конце 1862 перешёл в оркестр открывшегося в Праге Временного театра и участвовал в премьерах «Бранденбуржцев в Чехии», «Проданной невесты» и «Далибора» Б. Сметаны, а также «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Гальки» и мн. др. опер, исполнявшихся под управлением Сметаны и др. дирижёров (в т.ч. М. А. Балакирева).

Начало творческой деятельности Дворжака относится, видимо, ещё к отроческим годам. В 1860-е гг. им создан ряд симфонических и камерных сочинений — струнный квинтет, струнный квартет, симфонии — c-moll («Злоницкие колокола») и B-dur; последней предшествовала работа над большим циклом песен «Кипарисы». В июле 1871 Дворжак выходит из оркестра Временного театра и пытается посвятить себя всецело творческой работе. Однако материальная необеспеченность заставляет Дворжака давать уроки музыки (с 1873) детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме которого Дворжак познакомился с Л. Яначеком и др. деятелями направления «Молодых мораван». В 1873-77 Дворжак — органист в храме св. Войтеха.

Творческие поиски Дворжака во всех ранних произведениях, в т.ч. в опере «Альфред», по сюжетным мотивам близкой к «Бранденбуржцам...», свидетельствуют о близости Дворжака к венским классикам, а также к неоромантической школе. Уже в опере «Король и угольщик» (1871), особенно в поздних её редакциях (в частности, во 2-й), намечаются отход от влияния Р. Вагнера, столь явственного в «Альфреде», и стремление к утверждению национальной самобытности. Она ярко проявилась в «Гимне» для хора и оркестра, написанном в 1872 на сл. В. Галека «Наследники Белой Горы».

С конца 1871 произведения Дворжака исполнялись в открытых концертах (так, в апреле 1872 Сметана дирижировал увертюрой к «Королю и угольщику»), но широкую известность как композитор Дворжак приобрёл после первого исполнения «Гимна» (9 III 1873 под управлением К. Бендля). Успеху «Гимна» способствовали его высокие художественные достоинства, ярко выраженные национально-освободительные призывы и тонко переданная в музыке атмосфера патриотического движения тех лет.

В 1-й половине 70-х гг. Дворжак создаёт симфонии Es-dur, d-moll и F-dur и ряд камерных сочинений — фортепианный квинтет, 3 ноктюрна для оркестра, струнный квинтет a-moll, фортепианный квартет, 3 струнных квартета, скрипичную сонату и др. инструментальные, а также вокальные сочинения. Все эти произведения, привлекающие молодой страстностью, силой вдохновения, убеждающим пафосом и радостным волнением, свидетельствуют о стремительности развития творческого дарования Дворжака, росте его мастерства и укреплении творческой самобытности, чему способствовало его общение с кружком Неффа, в т.ч. с Яначеком, вместе с которым позднее Дворжак путешествовал по Чехии и Моравии.

Получение Дворжаком стипендии венского министерства культуры и образования (для «молодых бедных и талантливых артистов»), назначению которой способствовали И. Брамс (находился в составе комиссии) и Э. Ганслик, избавило Дворжака на 5 лет от материальных затруднений, значительно улучшило его моральное состояние и дало возможность сосредоточиться на творческой деятельности. Исполняются его симфония Es-dur и скерцо из симфонии d-moll (под управлением Сметаны). В 1874 Временный театр поставил комическую оперу «Король и угольщик» (2-я ред., на либретто по народной сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасённом добродушными угольщиками), трагическую оперу «Ванда» (1876, на сюжет польской легенды).

В 1876 Дворжак создает концерт для фортепиано с оркестром, «Моравские дуэты» на народные слова (из сб. Ф. Сушила) для сопрано и тенора в сопровождении фортепиано, 2 цикла для 2 женских голосов с фортепиано (наиболее известны ор. 29 и 32) и цикл на текст «Вечерних песен» В. Галека. Впоследствии Дворжак и его ученики (в т.ч. В. Новак) руководствовались принципом раскрытия образов текстов народных песен в оригинальных, но близких к народным мелодиях, а также в инструментальном сопровождении вокальных произведений. На «Моравские дуэты» обратил внимание Брамс, который начиная с 1877 своим авторитетом поддерживал Дворжака, помогал ему ценными советами и указаниями, способствовавшими совершенствованию композиторского мастерства Дворжака (в знак признательности Дворжак посвятил Брамсу струнный квартет d-moll), рекомендовал его произведения известному музыкальному издателю Ф. Зимроку.

В декабре 1874 Дворжак закончил одноактную комическую оперу «Упрямцы». В 1876-77 создал комическую оперу «Хитрый крестьянин» и партитуру Stabat Mater. Это произведение, оживившее традиции чешского барокко, связано с личным горем — в это время Дворжак потерял дочь и сына. По-генделевски величественная музыка Stabat Mater принесла Дворжаку первый значительный успех в Англии и других странах.

В 1878 Дворжак начал работать над всемирно известными «Славянскими танцами». 1-й вариант написан для фортепиано в 4 руки (затем Дворжак оркестровал их, так же, как и 2-й цикл). В этих пьесах, появившихся вскоре в различных переложениях, Дворжак сочетал танцевальные жанры различных славянских народов — чешские и словацкие, а также польские, восточнославянские (хороводного типа), южнославянские и др. В дальнейшем такого рода сочетание не раз появлялось в творчестве Дворжака, включая и 2-й цикл «Славянских танцев» (1886-87) и 3 «Славянские рапсодии» (1878) для симфонического оркестра, из которых наиболее известна 3-я (As-dur), с богатырски-романтическими образами.

В сонатно-симфонических циклах Дворжака (так же, как в «Чешских танцах» Сметаны) последовательно развиваются национально-своеобразные танцевальные чешские и словацкие жанры: полька, фуриант, скочна, соуседска, дупак, одземек и др. В этих произведениях особенно ярко проявилась тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции. В них Дворжак отразил ритмическое своеобразие народного пляса каждой национальности, сочетая характерную народную напевность с симфонической разработкой, с богатством оркестрового письма (особенно в «Славянских танцах» и «Славянских рапсодиях»). Дворжак обращался к интонациям и мелодиям разных славянских народов и в других произведениях, свидетельствующих о глубоком знании русского (опера «Димитрий» и обработки русских народных песен), польского (опера «Ванда») и украинского (фортепианное трио «Думки») мелоса.

Подобно Сметане, Дворжак создаёт образы, типичные в целом для чешской художественной культуры, выражавшей национально-освободительные устремления народа. Такие образы, помимо образов «Гимна», характерны для многих его произведений — музыки к пьесам Ф. Шамберка «Йозеф Каетан Тыл», в которой звучат цитаты из песен «Где родина моя» Ф. Шкроупа (позднее — часть национального гимна Чехословакии — апофеоз гимнической коды) и «На том нашем дворе» (реминисценция из пьесы Тыла «Волынщик из Стракониц», где она служила символом возвращения на родину), «Гуситской увертюры», симфонической поэмы «Богатырская песнь», патриотической оратории «Святая Людмила».

В 1884-96 Дворжак приезжал в Англию с авторскими концертами, в 1888 он встретился в Праге с П. И. Чайковским (с ним Дворжак состоял в переписке до самой его смерти), который пригласил его на гастроли в Россию. Авторские концерты в Москве и Петербурге (1890), где Дворжак встречался со многими выдающимися деятелями русской культуры, имели для него важное значение. В 1880-е гг. имя Дворжака стало всемирно известным. Он занял ряд высоких постов как музыкально-общественный деятель и был удостоен многих почётных званий. В 1891 Дворжак начинает педагогическую деятельность в Пражской консерватории. Среди его учеников — Й. Сук, О. Недбал, В. Новак. По инициативе Дворжака и его друга виолончелиста Г. Вигана был организован знаменитый «Чешский квартет» (в его репертуар в 1891-1933 вошли все квартеты чешских и русских композиторов).

В 1892 Дворжак едет в США и по предложению американской меценатки Ж. Тёрбер занимает пост директора и профессора консерватории в Нью-Йорке. Дворжак полностью перестроил её учебную работу. Знакомство с американской жизнью и природой, путешествие по стране (1893) обогатили Дворжака свежими впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой и глубокой 9-й симфонии «Из Нового Света» (1-е исполнение — Нью-Йорк, 1893). Сохранив национальное своеобразие музыки, Дворжак использовал в ней негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты. Будучи отчасти связана с «Песнью о Гайавате» (программной основой медленной части является сцена похорон Миннегаги, подруги Гайаваты), симфония Дворжака, как он сам подчеркнул, «остаётся настоящей чешской музыкой». В этой насыщенной драматизмом симфонии сильнее, чем в других сочинениях, проявились столь характерные для творчества Дворжака в целом идея национально-освободительного движения, темы борьбы чешского народа, воспевание героев, павших за освобождение Чехии.

В США Дворжак написал также несколько камерно-инструментальных ансамблей (струнный квартет, квинтет), насыщенных элементами негритянской и индейской народной музыки, закончил кантату «Американский флаг» (исполнена в 1895), сонатину (для скрипки и фортепиано) для своих детей, а также концерт для виолончели с оркестром. Это произведение, с его романтически распевной и патетически приподнятой 1-й частью, полной чувства грусти и любви медленной частью и энергичным финалом, наряду с 9-й симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. В 1895 Дворжак вернулся на родину. В 1901 он был назначен директором Пражской консерватории (объединившейся с Органной школой) и введён в верхнюю палату австрийского парламента (Дворжак появился в нём лишь один раз).

В последнее десятилетие жизни Дворжак по-прежнему занят интенсивной композиторской, дирижёрской и педагогической деятельностью. Обращаясь к традициям чешской национальной культуры, он пишет симфонические поэмы на сюжеты баллад из сборника К. Я. Эрбена «Букет». Поэма «Водяной» характеризуется красочностью гармонических образов, близких к импрессионизму, «Полуденница» отличается концентрированностью развития и настроения; развёрнутая поэма-сказка «Золотая прялка» — своеобразным развитием принципа построения инструментальных тем на основе ритмических и мелодических особенностей человеческой речи; «Голубок» впечатляет богатством звуковых находок (погребальный плач, свадебная сцена, крик лесного голубя) внутри единого стройного целого (1896, 1-е исполнение — конец 1896, Лондон). За ними следует симфоническая поэма «Богатырская песнь» (1897), отличающаяся внешним блеском и мастерством формы (1-е исполнение под управлением Г. Малера, 1898, Вена).

Одновременно Дворжак работает над последними операми. В них наиболее отчётливо ощущается связь Дворжака со Сметаной, проявившаяся уже в «Хитром крестьянине» и в «Упрямцах» (поставлена только через 7 лет), а также в последней редакции «Короля и угольщика». Во всех этих произведениях доминирующее значение приобретают сцены из народной жизни. Премьера «Хитрого крестьянина» в Вене (1885) вызвала античешские демонстрации шовинистических кругов, возмущённых тем, что сметливый чешский крестьянин одерживает верх над австрийским вельможей.

В 1888 Дворжак создаёт одну из лучших своих опер — «Якобинец»; в ней даны яркие картины канторского быта, к интонационной основе которого восходит и вся музыка этого сочинения. Предыдущая опера Дворжак — «Димитрий» (1882), несмотря на умелое использование древнерусской хоровой музыки, оказалась менее удачной, главным образом из-за многочисленных искажений в либретто исторических фактов, связанных с именем Самозванца.

В 1898-99 Дворжак пишет красочную, насыщенную юмором народно-фантастическую оперу «Чёрт и Кача» (по чешской народной сказке), затем «Русалку» (1900) — свою лучшую оперу, овеянную тонкой лирикой народной сказочности, — поэтический рассказ о неисполнимом желании, сочетающий образы природы со здоровым народным юмором. Премьера «Русалки» сопровождалась громадным успехом (так же, как «Якобинца»). «Русалка» входит в репертуар чешского музыкального театра, а также и других оперных театров мира, в т.ч. русских. Последнее произведение Дворжака — рыцарско-фантастическая опера «Армида» (1902-03) на либретто Я. Врхлицкого (сюжет одного из эпизодов поэмы «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо).

Вслед за Сметаной Дворжак развил национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыкальной культуры. Музыка Дворжака отличается исключительным мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки. Его произведения разных жанров (от опер и симфоний до песен и небольших инструментальных пьес) характеризуются простым и ясным языком, музыкальной стройностью формы, основаны на органичном претворении типических особенностей чешского и словацкого народно-песенного творчества и привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором.

Являясь (вслед за Б. Сметаной) основоположником чешской национальной музыкальной классики, Дворжак отразил в своём творчестве картины чешской природы и народного быта (цикл из 6 фортепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», симфонические поэмы на сюжеты чешских народных сказок и легенд и др.). Яркое национальное своеобразие, эмоциональное богатство и высокое мастерство сочетаются в творчестве Дворжака с жанровым многообразием.

Оперы Дворжака составляют основу чешского национального оперного репертуара. Однако значительно большую художественную ценность имеют его оркестровые и инструментальные сочинения. Органически впитав национальный мелос и проявив исключительную ясность музыкального мышления, высокое техническое мастерство инструменталиста, Дворжак своим симфоническим и инструментальным творчеством внёс большой вклад в мировую музыкальную культуру.

К 50-летию со дня смерти Дворжака (1954) в Чехословакии начата публикация полного собрания сочинений Дворжака (главные редакторы издания О. Шоурек; с 1956 — Ф. Бартош). В Праге существуют Дворжаковское общество и музей его имени (с 1932, реконструирован в 1961), бессменно руководимый после смерти Шоурека К. Микисой; основан также музеи Дворжака в ряде других городов ЧССР, в т.ч. Музей Дворжака в Нелагозевесе, в доме, где родился композитор. Имя Дворжака присвоено одному из пражских струнных квартетов (1951).

Литература: Бэлза И., Антонин Дворжак, М.-Л., 1949; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; его же, Дворжак и русская музыка, «СМ», 1954, No 4; Киселёв М., А. Дворжак в России, «СМ», 1951, No 11, Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, Л., 1960; Дворжак в письмах и воспоминаниях (Сост. О. Шоурек, пер. с чеш., общая ред. и вступит. статья И. Бэлзы), М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей. Сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967; Гулинская З., Антонин Дворжак, М., 1973.

И. Ф. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Список сочинений Дворжака и основные даты
Жизненный и творческий путь Дворжака
Чешская музыкальная культура во 2-й половине XIX века
Симфоническое творчество Дворжака
Оперное творчество Дворжака
Камерно-инструментальное творчество Дворжака
Вокальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Лео Делиб Композиторы

Произведения

Stabat Mater (Дворжак) 12.01.2011 в 11:30
Ванда (Дворжак) 21.07.2011 в 19:47
Водяной (Дворжак) 01.03.2024 в 01:31
Голубок (Дворжак) 01.03.2024 в 01:38
Реквием (Дворжак) 12.01.2011 в 11:23
Русалка (Дворжак) 12.01.2011 в 14:46
Силуэты (Дворжак) 05.03.2024 в 01:27
Упрямцы (Дворжак) 01.06.2011 в 22:11

Публикации

Не пришей «Русалке» хвост (operanews.ru) 02.02.2015 в 21:15

Главы из книг

Словарные статьи

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама