Вокальное творчество Антонина Дворжака

Композитор
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Один из источников, питавших народно-сказочную, легендарную струю оперного творчества Дворжака, — это его кантаты и оратории, работа над которыми началась еще в 70-х годах.

«Гимном» назвал Антонин Дворжак свою первую кантату для смешанного хора и оркестра (1872, новая редакция 1880). Она известна также под названием «Наследники Белой горы». Первая часть кантаты посвящена выражению скорби угнетенного народа, которая во второй части сменяется прославлением горячо любимой родины; разрастаясь, воинственная маршевая тема приводит к мощной кульминации.

Следующее произведение Дворжака — Баллада для солистов, смешанного хора и оркестра (1884) — вдохновлено легендарными сюжетами, распространенными в чешском фольклоре. В них рассказывается о невесте, которая с нетерпением ожидает приезда своего жениха, не зная о том, что он уже умер; явившийся вместо него призрак увозит девушку на кладбище. Там по одним версиям легенды она гибнет (см. балладу Бюргера «Ленора», известную у нас в переводе Жуковского под названием «Людмила»), по другим — спасается молитвой; Дворжак избрал последний вариант. Баллада имеет подзаголовок: «Свадебные рубашки, или Невеста призрака». В ее трех частях выразительно переданы тревожные чувства ожидания девушки, демоническая скачка в объятиях призрака и высокодраматическая сцена на кладбище.

Вершину творчества Дворжака в этом жанре образует оратория «Святая Людмила» для солистов, хора и оркестра (1885—1886). Согласно древним народным поверьям, легендарная Людмила является покровительницей чешских земель (ср. со святой Женевьевой во французских преданиях). В первой части оратории, сюжет которой относится к концу IX века, изображается языческое празднество; во второй — встреча Людмилы с ее будущим мужем князем Боривоем; в третьей — свадебное пиршество и ликование народа, принявшего вслед за ними христианство. Величавая концепция, с мощными хоровыми фресками, богатством музыкальных характеристик, выдвигает это произведение в ряд лучших ораторий, созданных в XIX веке.

Дворжак оставил также кантатно-ораториальные сочинения на духовные католические тексты. Однако, вопреки тексту, эти произведения начисто лишены религиозной мистики, воздействия ортодоксальной церковной идеологии. Ведь недаром Дворжак в своей «Гуситской увертюре» возвеличил героическую эпоху отечественной истории, когда католицизм был изгнан из чешских земель! Две полярные сферы чувств затронуты в этих сочинениях: с одной стороны, чувства скорби, светлой печали, умиротворенной грусти, с другой — полное сердечного тепла экстатическое прославление жизни.

Такова десятичастная кантата «Stabat mater» («Скорбящая богоматерь», 1876—1877). Это глубоко лиричное призведение Дворжак написал под впечатлением горестных событий в своей личной жизни: в 1875—1877 годах смерть похитила у него одного за другим троих детей. По складу своему «Stabat mater» напоминает «Немецкий реквием» Брамса.

С именем Брамса Дворжак связал другое крупное сочинение — Реквием (1890), который он посвятил своему другу и благородному покровителю.

* * *

Проникновенным лиризмом овеяны также песни и романсы Дворжака. Их список открывает созданный в начале творческого пути композитора вокальный цикл «Кипарисы» (восемнадцать песен, 1865). «Представьте себе юношу, который влюблен,— вот содержание этих песен»,— так характеризовал любимое свое произведение Дворжак. Как указывалось выше, он позже неоднократно возвращался к образам и мелодиям этого цикла.

Особо примечателен в вокальной лирике Дворжака его интерес к народной тематике. Не прибегая к фольклорным мелодиям, он, однако, часто пользовался в своей музыке народными текстами. Причем, как и Брамсу, ему свойственна широта подхода к текстам: наряду с чешским фольклором он обращался к сербскому («Четыре сербских песни», 1872), греческому («Три новогреческих стихотворения», 1878), цыганскому, точнее — венгерскому («Цыганские напевы», семь песен, 1880), словацкому («В народном духе», 1886), моравскому (прославившие Дворжака «Моравские дуэты» для сопрано и альта, тринадцать песен, 1876; помимо того, еще восемь дуэтов, 1875 и 1877 год).

Особняком стоят сочиненные в годы пребывания в Америке «Библейские песни» (десять пьес, 1894). Они написаны на старочешский перевод псалмов Давида. «Это — лучшее, что я создал в данной области»,— указывал сам Дворжак. Действительно, глубина содержания и мудрая простота выразительных средств выделяют эти песни среди всей его вокальной лирики. По своему настроению они сродни кантате «Stabat mater» (Насколько круг образов «Stabat mater» близок «Немецкому реквиему» Брамса, настолько же «Четыре строгих напева» последнего, написанные спустя два года после «Библейских песен», напоминают по замыслу этот цикл Дворжака.). Аналогичны и причины, побудившие композитора создать их: на сей раз это было известие о смерти Чайковского, которого Дворжак преданно любил, а также о кончине близкого своего друга — известного пианиста и дирижера Ганса Бюлова.

* * *

Патриотическим содержанием отмечены сравнительно немногочисленные хоровые сочинения Дворжака. Созданные на протяжении шести лет (1876—1882), они предназначались главным образом для исполнения силами любительских коллективов. Здесь также встречается немало народных текстов — чешских, словацких, моравских. Более широко задуман поэтичный цикл для смешанного хора без сопровождения «Среди природы» (пять пьес, 1882).

М. Друскин
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 4, 1976 г.

Список сочинений Дворжака и основные даты

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама