Дворжак. Симфоническая поэма «Водяной»

Vodník, Op. 107, B. 195

Композитор
Год создания
1896
Дата премьеры
01.06.1896
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Эпоха романтизма отмечена не только пристальным вниманием к тончайшим движениям человеческой души, но и горячим интересом к многообразному и красочному европейскому фольклору. Кого только ни встретим мы в творениях композиторов-романтиков – эльфов Феликса Мендельсона-Бартольди, гномов и троллей Эдварда Грига… Славянин Антонин Дворжак воспел Водяного.

Непосредственным источником вдохновения при создании симфонической поэмы «Водяной» послужило одноименное произведение чешского поэта и исследователя фольклора Карла Яромира Эрбена из цикла «Букет». К творчеству этого поэта Дворжак обращался не впервые – в 1871 г. он написал на его стихи романс «Сиротка», а в 1884 г. – кантату «Свадебные рубашки». В 1896 г. Дворжак создал симфонические поэмы по трем балладам Эрбена, и одна из них – «Водяной». Сюжет, воплощенный в ней встречается в фольклоре разных народов (например, в немецких и датских балладах). В лунную ночь Водяной, сидя на дереве возле озера, шьет башмаки себе, предвкушая свадьбу. Утром девушка собирается на озеро, ее отговаривает мать, видевшая дурной сон, но героиня всё же отправляется к озеру. Водяной утаскивает ее на дно, она становится его женой, рожает ему сына. В унылом подводном царстве несчастная тоскует по земле, по солнцу, по родным. Водяной разрешает ей побывать на земле, но с условием, что она вернется к вечеру. Наступает вечер, и Водяной, разгневанный долгим отсутствием жены, громко стучит в дверь, требуя, чтобы она вернулась. Мать не желает отпускать дочь, да и сама она не хочет вновь покидать землю. Разгневанный Водяной убивает своего сына, рожденного земной женщиной.

Этот фантастический и в то же время драматический, даже трагический сюжет композитор воплощает, используя систему лейтмотивов. В самом начале симфонической поэмы мы знакомимся с заглавным героем – Водяной охарактеризован мелодией в духе народных припевок (в черновиках Дворжака она даже подтекстована словами песни, которую в балладе Эрбена поет Водяной: «Месяц, свет лей, моя нить, шей». Узкий диапазон, упорное повторение одного звука делают эту мелодию статичной, неподвижной, но обилие форшлагов в сочетании со «свистом» флейты придает ей гротескный характер – перед нами причудливое, фантастическое существо. Другая грань образа раскрывается в энергичной, исполненной силы второй теме. Третья тема появляется там, где речь идет о коварстве и мести Водяного – «потусторонний» колорит увеличенных трезвучий и целотоновой гаммы вызывает ужас (целотоновая гамма появляется в момент, когда Водяной увлекает девушку на дно).

По форме поэма представляет собою рондо. Первый рефрен – не только первое появление главного героя, но и картина тревожной лунной ночи. В первом эпизоде появляются обе земные героини: тема крайних разделов трехчастной формы, характеризующая девушку, исполнена нежности и мечтательности (над этой темой в партитуре Дворжак пометил: «дочь»). Квинтовый диапазон, опевание пятой ступени роднят эту тему с чешским песенным фольклором; кларнеты, ведущие мелодию на фоне «волыночных» басов, напоминают звучание деревенского оркестра. Образ матери передан в печальной мелодии, приобретающей тревожный характер благодаря «ползущему» подголоску.

Во втором рефрене полифоническое развитие одной из тем Водяного и варьирование другой представляют момент похищения, а затем тема девушки из первого эпизода в измененном виде торжественно звучит у медных духовых: глазам героини предстает величие подводного царства.

Во втором эпизоде печальная нисходящая тема, мрачно излагаемая в низком регистре альтами и кларнетами, передает тоску героини. Пунктирный ритм и монотонный аккомпанемент сближают ее с похоронным маршем. Этой теме контрастирует спокойная, плавная мелодия (жена Водяного поет нежную колыбельную ребенку). Разворачивается «музыкальный диалог», в котором Водяного характеризуют его лейтмотив и новая тема, построенная на «ворчливых» речевых интонациях, а жену – мягкие обороты и умоляющие интонации. В кратком третьем рефрене лейтмотив Водяного звучит величественно.

В третьем эпизоде, где дочь встречается с матерью, темы обеих героинь изменены: усложнилась гармония, фактура стала хоральной, неподвижной, тембр медных духовых и виолончели в теме дочери создают ощущение обреченности – темы кажутся мрачными, несмотря на мажорный лад.

В заключительном разделе поэмы происходит трагическая развязка – месть Водяного. Темы Водяного и мотивы просьб его жены из второго эпизода подвергаются полифоническому развитию, представая в различных сочетаниях. В кульминации (убийство ребенка) трубы и тромбоны грозно проводят лейтмотив Водяного в увеличении. В коде смятенно звучат обрывки темы матери, чувства дочери выражены в скорбной мелодии, напоминающей причитание. Заканчивается поэма печальным проведением темы Водяного.

Симфоническая поэма «Водяной» наряду с двумя другими сочинениями по балладам Эрбена («Полуденница» и «Золотая прялка») была впервые исполнена в июне 1896 г. оркестром Пражской консерватории под управлением Антонина Бенневица.

Симфоническое творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Бах. «Музыкальное приношение» Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама