Гуммель. Фортепианный концерт No. 2, ля минор

Piano Concerto No. 2 (a-moll), Op. 85

Композитор
Год создания
1816
Жанр
Страна
Австрия
Иоганн Непомук Гуммель

Иоганн Непомук Гуммель принадлежал к числу самых выдающихся пианистов-виртуозов своего времени и в этом качестве был конкурентом Бетховена, с которым его связывала не всегда безоблачная дружба. В числе учителей Гуммеля – Моцарт, Сальери, Клементи, Альбрехтсбергер (учитель Бетховена), Гайдн; в числе его учеников – Гензельт, Тальберг, Черни, Мендельсон. Талант Гуммеля проявился очень рано, уже 12-летним он блистал на концертах в Вене, где жил с 1793 года. В 1822 году европейской звезде аплодировали в Петербурге и Москве.

Как концертирующий пианист, Гуммель много сочинял для своего инструмента. Исследователи помещают музыку Гуммеля в промежуток между венским классицизмом и романтизмом. В жанре фортепианного концерта – у Гуммеля их восемь – композитор отталкивался от моделей Моцарта, одновременно предвосхитив находки Шопена и Шумана. Шопен включал музыку Гуммеля в свой концертный репертуар. Шуман в 1829 году внимательно изучил два сочинения Гуммеля – фа-диез-минорную сонату и ля-минорный концерт соч. 85. Эти штудии позднее отразились на фортепианном концерте Шумана, для которого композитор выбрал ту же тональность, что и Гуммель.

Концерт ля минор Гуммеля был написан в 1816 году, опубликован в Вене в 1821-м. Он пользовался большим успехом, его охотно играли и множество раз переиздавали. По форме концерт следует традиционной трехчастной модели: Allegro moderato – Larghetto – Rondo.

Масштабную первую часть открывает тихая горестно-взволнованная мелодия на трепетном синкопированном фоне. Моцартовские аллюзии сменяются бетховенскими, особенно в энергичных, далеких от сентиментальности маршевых разделах. На другом полюсе – хрустальная шопеновская мелизматика.

Вторая часть начинается с фортиссимо: мощная оркестровая фанфара привлекает внимание к грядущему выступлению солиста, который исполнит con gran espressione вдохновенный романтический ноктюрн.

Но вторая часть остается лишь кратким отдыхом: пианист в одиночку ведет слушателя дальше и сам открывает финал, где песенный в своей основе рефрен чередуется с разнохарактерными эпизодами. Уроки контрапункта у Альбрехтсбергера не прошли даром: в финале обращают на себя внимание полифонические разделы.

Технические трудности концерта головокружительны – композитор рассчитывал на собственное феноменальное мастерство. Параллельные терции, рассыпанные в партии солиста, были визитной карточкой пианиста Гуммеля. Апофеозом этой безграничной власти виртуоза над инструментом и над завороженной публикой становится кода.

Христина Стрекаловская, mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

Рахманинов. «Элегическое трио» ре минор Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама