Балет Юровского «Алые паруса»

Scarlet Sails

Композитор
Дата премьеры
30.12.1942
Жанр
Страна
СССР
Автор
Балет «Алые паруса». Ольга Лепешинская в партии Ассоль

Романтический балет Владимира Юровского в трех действиях с прологом.
Либретто Александра Таланова по одноименной повести-феерии (1923) Александра Грина.

Первая постановка: Куйбышев (Самара), Дом культуры им. В.В. Куйбышева, труппа ГАБТ CCCP в период эвакуации во время Великой Отечественной войны.
Мировая премьера: 30 декабря 1942 года (в Куйбышеве спектакль прошел 15 раз, последнее представление состоялось 23 июня 1943 года).
Балетмейстеры-постановщики: Александр Радунский, Николай Попко, Лев Поспехин.
Постановщики: Пётр Вильямс (художник), Юрий Файер (дирижер).
Первые исполнители главных партий: Ирина Тихомирнова (Ассоль) и Владимир Преображенский (Грэй).

Действующие лица (по раскладке первой постановки):

Ассоль, дочь Лонгрена
Грэй, капитан парусника (галеона «Секрет»)
Летика, боцман на этом паруснике
Лонгрен, рыбак
Мэри, жена Лонгрена
Эгль, бродячий музыкант-сказочник
Меннерс-старший, лавочник
Меннерс-младший, его сын
Невеста Летики
Птица (солистка)
Компания Меннерса-младшего (семерка)
Вариации (четверка)
Восточный танец (двойка)
Жига (солистка)
Угольщики (тройка)
Рыбачки (двойка)
Рыбаки. Матросы. Девушки. Молодые люди

Действие происходит в вымышленной стране в неопределенное время.

Пролог. Берег бушующего моря. Кромешная ночь. Прибрежный домик рыбака Лонгрена. Шквальный ветер и морские брызги налетают на одинокую женскую фигуру. Это Мэри, жена Лонгрена, всматривающаяся в ночную тьму: не появится ли лодка ее мужа. Наконец, вспышки молнии на короткие мгновения начинают высвечивать лодку, идущую к берегу. Она всё ближе и ближе, и Мэри спешит ей навстречу. Из лодки выходит рыбак, но это не Лонгрен, а местный лавочник Меннерс, который давно проявляет особый интерес с Мэри. Она ему нравится, но все знаки его расчетливого и вожделенного внимания не вызывают в ней ничего, кроме отвращения.

Увидев, что Мэри одна, Меннерс решает увезти ее с собой и пытается обнять. Отбиваясь от непрошеного гостя, она в изнеможении падает. Безжалостному Меннерсу удается поцеловать Мэри, но к своему ужасу он понимает, что та уже мертва. Первый его порыв – бежать со всех ног, но он наклоняется над Мэри и снимает с ее шеи медальон на цепочке. Когда Меннерс встает в полный рост, то оказывается лицом к лицу с Лонгреном, только что причалившим к берегу. Лонгрен набрасывается на негодяя, однако Меннерс успевает впрыгнуть в лодку и оттолкнуть ее от берега. Между тем, шторм усиливается и начинает стремительно уносить лодку лавочника в море. Он бросает на берег канат в надежде, что Лонгрен спасет его, но тот не двигается с места. Лодка Меннерса исчезает во мраке. Из дома выходит малютка Ассоль, дочь Лонгрена. Взяв ее на руки и крепко прижав к себе, потрясенный горем отец опускается на колени у безжизненного тела своей жены.

Действие 1. Прошло десять лет. Лонгрен, давно оставивший ремесло рыбака, весенним утром, сидя возле своего дома, мастерит чудесные детские игрушки. Среди них – деревянный кораблик с алыми парусами, особенно полюбившийся Ассоль: именно его он сейчас и заканчивает. Дочка, примостившись рядом с отцом, не отрывает от кораблика глаз. Когда часы на колокольне бьют час, кораблик с алыми парусами готов. Лонгрен поднимается, укладывая в корзину много разных игрушек, и уходит с ними на рынок в поселок. Кораблик же с алыми парусами оставляет дома для дочери. Ассоль подходит с этим корабликом к ручью, протекающему неподалеку и впадающему в море, для того чтобы спустить кораблик на воду. Радостная, полная восхищения, она следит за его плаванием, как вдруг течение и ветер начинают быстро уносить его в море. Она спешит за ним, однако дорогу ей внезапно преграждает компания бездельников во главе с сыном Меннерса. Видя ее отчаяние, они смеются над девочкой и хлещут ее по ногам прутьями.

Перед распоясавшимися мальчишками за бедняжку Ассоль, по счастью, вступается бродячий музыкант-сказочник Эгль, добрый и ласковый старик, лодка которого только что пристала к берегу. У него в руках – сверкающий алыми парусами кораблик: он задержал его почти у сáмого моря. Утешая Ассоль, Эгль играет на скрипке и рассказывает девочке волшебную сказку: «Наступит день, – вещает он ей, – когда к берегу пристанет прекрасный большой корабль с алыми парусами. Его приведет сюда сильный и мужественный человек. Он возьмет тебя с собой и увезет в далекую страну желанного счастья. Надо ждать, верить, и твоя мечта станет действительностью».

Действие 2. Прошло еще некоторое время, и Ассоль превратилась в прекрасную девушку. Как-то в жаркий летний полдень, очарованная красотами леса и опьяненная его запахами, она, подложив руки под голову, безмятежно засыпает на зеленой поляне среди цветов. Тем временем сквозь чащу леса в сторону моря пробираются отважный капитан Грэй и его боцман Летика, надумавшие немного порыбачить себе на обед. Спящую Ассоль Грэй обнаруживает на обратном пути и, пораженный ее ослепительной, неземной красотой, замирает: он не в состоянии сделать ни шага более! Но кто это? Откуда здесь, в рыбацком поселке, среди суровых и неприветливых людей, среди моря и скал расцвело такое чудо? Снова и снова задает себе капитан Грэй один и тот же навязчивый вопрос: «Кто она?» – и, боясь разбудить спящую девушку, уходит.

Площадь портового поселка. В гавань входит большой корабль – красивый и стройный галеон «Секрет». Его капитан Грэй, боцман Летика, а за ними и вся команда сходят на берег. Их радостно встречают люди, толпящиеся у мола. Сразу же начинается всеобщее веселье, затеваются шумные, жизнерадостные танцы, а, натанцевавшись вдоволь, пестрая толпа расходится, и площадь заметно пустеет. В этот момент Грэй и замечает Ассоль, идущую по молу с корзиной игрушек. Она собиралась предложить Меннерсу-младшему, который унаследовал от отца лавку, купить у нее игрушки, но тот лишь грубо ее выставил.

Даже издалека капитан узнает в Ассоль девушку, которую когда-то случайно увидел спящей в лесу. Он уже готов направиться ей навстречу, но его останавливает музыкант Эгль и рассказывает печальную историю Ассоль, открывая заветную мечту девушки. Грэй до глубины души потрясен ее судьбой, и желая всем сердцем ей помочь, берет из рук Эгля кораблик с алыми парусами, а на ступеньки лестницы, по которой должна пройти Ассоль, кладет дорогой перстень. Сам же капитан Грэй, скупив весь алый шелк в лавке Меннерса, удаляется: время его встречи с Ассоль еще не настало. А та находит перстень. Изумленная и обрадованная, она вглядывается в прекрасную находку и не может ею налюбоваться!

Действие 3. Ущелье у морского берега. Рассвет. Над морем медленно восходит солнце. На вершине скального утеса – Ассоль. Всматриваясь вдаль, она давно ждет своего счастья – то и дело вскидывает руки, как будто хочет улететь, но снова и снова опускается на скалу… Однако Ассоль напрягает слух: со стороны моря слышится какой-то звук. А вдруг это ей лишь только кажется? Но сигнал трумшейта – корабельной «морской трубы» – слышится еще и еще: он всё ближе и явственнее. В тревоге и надежде девушка пристально всматривается в горизонт и, наконец, видит, как из завесы солнечного света и облаков появляется галеон с алыми парусами – корабль ее долгожданного, но уже не призрачного счастья! Словно на крыльях несется Ассоль к берегу, и вскоре корабль бросает якорь у причала в гавани.

Палуба галеона «Секрет». Ассоль восходит на корабль в сопровождении Летики, а Грэй ожидает ее на палубе, где торжественно выстроилась вся команда. И вот, наконец, перед ней – капитан Грэй, мужественный, с обветренным лицом и чистым, сияющим взглядом, тот, о ком дочь рыбака Лонгрена так долго мечтала! Он смог найти ее потому, что она поверила в мечту. И ее мечта сбылась, а эти двое созданных друг для друга людей полюбили друг друга! Грэй крепко целует Ассоль на глазах всей своей команды, и в это время на палубе появляется Лонгрен. Ассоль стрелой летит к отцу, чтобы поделиться с ним своим счастьем. Лонгрен безмерно рад счастью дочери и благословляет ее союз с Грэем. Но на корабле предстоит справить еще одну свадьбу – Летики и его Невесты. Начинается праздничное веселье с танцами, а корабль снимается с якоря и покидает гавань. Всё дальше и дальше – в страну грёз и счастья – уносят влюбленных героев его алые паруса, а для наблюдателей с берега он вскоре становится тем игрушечным корабликом, на который с грустью и надеждой когда-то взирала маленькая Ассоль.

Схема музыкальных номеров:

Пролог
• Драматический этюд (Мэри, Меннерс, Лонгрен)

Действие 1
• Сцена и танец Ассоль
• Танец Ассоль с корабликом
• Компания Меннерса-младшего
• Ассоль и Эгль
• Танец с хлыстом
• Баллада (рассказ Эгля)
• Алые паруса

Действие 2
• Вступление (зачарованный лес)
• Адажио (сновидения Ассоль)
• Марш
• Вальс
• Вариация Кокетки
• Вариация Скромницы (Невесты Летики)
• Танец Франтих
• Матросский танец
• Сцена и танец Летики
• Финал праздника
• Ассоль с корзиной игрушек
• Ассоль находит перстень
• Элегия

Действие 3
• Вступление
• Ущелье
• Ассоль на берегу
• Приход корабля
• Встреча Ассоль и Грэя
• Танец радости Ассоль
• Танец с кубком (Летика)
• Жига
• Финал

Сценическая жизнь балета в Большом театре (Москва)

Премьера в Москве: 5 декабря 1943 года, сцена Филиала. Ольга Лепешинская (Ассоль), Владимир Преображенский (Грэй), Юрий Файер (дирижер). Спектакль прошел 67 раз, а его последнее представление состоялось 14 октября 1950 года.

Новая редакция. Балетмейстеры-постановщики – те же. Василий Лужецкий (художник), Сергей Самохвалов (художник по костюмам). Премьера новой редакции: 23 апреля 1955 года, сцена Филиала. Ольга Лепешинская (Ассоль), Владимир Преображенский (Грэй), Юрий Файер (дирижер). В газете Большого театра «Советский артист» от 29 сентября 1954 года в статье «О балете “Алые паруса”» Александр Радунский разъясняет суть изменений: «Были пересмотрены либретто и экспозиция спектакля, из него были устранены элементы абстракции и мистицизма. Образы главных героев конкретизировались, уточнены время и место действия. Пересмотрена партитура балета». Эта постановка была показана всего 4 раза, а последнее представление состоялось 17 января 1956 года.

Постановки балета на сценах других театров Москвы

Премьера балета-феерии в Музыкальном академическом театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялась 28 мая 1984 года. Хореограф-постановщик – Генрих Майоров. Дирижер – Михаил Юровский. Художник – Марина Соколова. В разное время партию Ассоль исполняли Маргарита Дроздова, Галина Крапивина, Светлана Смирнова, Светлана Цой, Людмила Рыжова, а партию Грэя – Вадим Тедеев, Владимир Кириллов, Валерий Лантратов, Виталий Артюшкин, Алексей Дубинин, Сергей Баранов. 24 апреля 1989 года в декорационном ангаре театра случился сильнейший пожар, и вместе с декорациями многих других спектаклей «Алые паруса» погибли в огне. Прокатная история постановки на этом трагическом форс-мажоре закончилась…

В 1985 году балетмейстер-постановщик Борис Ляпаев создал спектакль (по Александру Таланову и Александру Радунскому) в Детском музыкальном театре (ныне им. Н.И. Сац). Художник – Энар Стенберг. Дирижер – Леопольд Гершкович. Руководитель постановки – Наталия Сац. В репертуаре этого театра балет продержался много сезонов кряду…

Игорь Корябин

В материале использованы данные следующих источников:

100 балетных либретто / Сост. и ред. Л.А. Энтелис. М.– Л.: «Музыка», 1966. С. 297–299;

Зарубин В.И. Большой театр. Первые постановки балетов на русской сцене (1825–1997) / Под общ. ред. В.А. Льва. М.: «Эллис Лак», 1998. С. 172–176;

Программа заключительного концерта абонемента «Династия Юровских» в Большом зале Московской консерватории: музыка балета Владимира Юровского (1915–1972) «Алые паруса». Сезон 2018/2019. 5 июля.

реклама

вам может быть интересно

Берлиоз. Реквием Вокально-симфонические
Бетховен. Струнный квартет No. 11 Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама