Double Concerto (a-moll), Op. 102
Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, op. 102, Иоганнеса Брамса (1887) сочинен для скрипача Йозефа Иоахима и виолончелиста Роберта Хаусмана. Глядя в ноты, трудно отделаться от мысли, будто сольные партии скрипки и виолончели – это две руки пианиста, настолько похожа фактура. Венгерская тема финала, возможно, напоминает о том, что Иоахим родился в Венгрии.
Во второй части скрипка и виолончель вместе исполняют песенную тему, но – с небольшими несовпадениями, поскольку каждый из солистов вносит собственные экспрессивные детали. Музыка всего концерта наполнена красивыми мелодиями. Как у Баха, мелодию ведет каждый из голосов – их больше, чем удается уловить слухом за один раз, а значит, эту музыку можно слушать бесконечно. Ритм столь же сложен, сильная доля часто ускользает (увы, в исполнительской традиции закрепились ее смещения, от чего сегодня постепенно избавляются).
Не менее трех тем первой части «сконструированы» из интонаций главной темы. В финале концерта они вновь возвращаются. Взаимосвязь всех тем – признак совершенства композиции. В 1860 году Брамс и Иоахим составили манифест против программной музыки. То был единственный раз, когда композитор выступил с заявлением в печати. Позднее он выносил на суд публики только музыку, и его последнее сочинение для оркестра – Двойной концерт – лучший аргумент в защиту чистой музыки.
А. Булычёва