Чайковский. Струнный квартет No. 1

String Quartet No. 1 (D-dur), Op. 11

Композитор
Год создания
1871
Дата премьеры
28.03.1871
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Квартет № 1, ре мажор, в четырех частях, сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве для авторского концерта, устроенного по совету Н. Г. Рубинштейна в Малом зале Благородного собрания 16 марта того же года. Исполнители: Ф. Лауб, И. Прянишников, Л. Минкус, В. Фитценхаген. Квартет посвящен С. А. Рачинскому (1836-1902), видному деятелю в области народного образования.

Первый квартет Чайковского имел большой успех в России и за рубежом ещё при жизни Чайковского. Он сразу стал широко популярен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Европе. Быстро обретенная популярность этого сочинения во многом связана со второй частью цикла — знаменитым Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии.

В ряду камерно-инструментальных ансамблей Чайковского далеко не всем был уготован столь радушный прием, как первому струнному квартету. «Мой квартет произвел в Петербурге фурор, — сообщает Чайковский 2 ноября 1872 г. брату М. И. Чайковскому. При этом особый восторг слушателей обычно приходился на долю второй части — Andante cantabile». Эта, действительно «одна из чудных страниц русской музыки» (Моск. вед. 1881 г. № 3), вскоре становится объектом ряда транскрипций и переложений для различных инструментов и составов: Чайковский, видимо, не был противником подобного рода опытов, о чем свидетельствуют его письма. Часто Andante, как самостоятельная пьеса, звучало в аранжировке для струнного оркестра: «...слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие, — пишет Чайковский фон Мекк 4/16 марта 1879 г, — Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом». С годами Andante приобретает все большую известность, как самостоятельная пьеса. Чайковский однажды упоминает, что в Вене он слышал транскрипцию для флейты, и это вызывает досаду самого автора. «... Они помешались на этом „Andante“, — пишет он А.И.Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., — и ничего другого играть не хотят».

Одно из первых исполнений квартета, в частности, его второй части сыграло важнейшую роль в биографии композитора. Так, в 1876 году для Л. Н. Толстого в Московской консерватории был устроен музыкальный вечер, в программу которого входило и Andante cantabile. Оно произвело на Л.Н.Толстого большое впечатление. В ответ на письмо Л. Н. Толстого Чайковский писал: «... я не могу выразить, до чего я был счастлив и горд, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь».

В конце 80-х годов Andante cantabile было переложено Чайковским для виолончели с сопровождением струнного оркестра для его друга виолончелиста А. А. Брандукова, в архиве которого и была обнаружена рукопись. В разные годы переложение этой части для скрипки соло осуществили Ф.Лауб и Л.Ауэр. Одобрительно относился Чайковский и к ее версии для струнного оркестра.

Первая часть квартета отличается светлым настроением. В квартетной обработке песня, ставшая основной темой второй части — Andante cantabile (си-бемоль мажор) — претерпела существенные изменения, обрела присущие Чайковскому черты проникновенного лиризма, душевной чистоты, а по благородству и возвышенности чувств является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора.

Небольшая третья часть — Скерцо — исполнена внутренней силы и энергии. Финал — Allegro giusto — заключает развернутую циклическую композицию. Для него характерны интесивная разработка тем, приподнятый тонус высказывания. «Огненной» кодой завершается это замечательное, вошедшее в мировую квартетную классику произведение П.И.Чайковского.

Впервые квартет был издан фирмой П. И. Юргенсона. Партитура в 1871 г. Партии в 1887 г.

П. Е. Вайдман


Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. Среди различных видов ансамбля он отдавал предпочтение струнному квартету и как действенному средству распространения серьезной высокохудожественной музыки среди широких слушательских кругов, и как форме музыкального творчества, выдвигающей особенно сложные и ответственные задачи перед композитором. В одном из своих газетных обзоров, сожалея о недостаточном развитии квартетного исполнительства в Москве, Чайковский обращал внимание на то, с какой серьезностью и вниманием относились Гайдн, Моцарт и Бетховен к этому «скромному роду музыки, довольствующемуся тесными рамками четырех смычковых инструментов для богатейшего полифонического развития музыкальных идей».

Три квартета Чайковского написаны в течение одного пятилетия (1871 — 1876), явившегося периодом бурного роста и созревания его таланта и мастерства. Заметно различаясь и по образно-выразительному строю музыки, и по техническим средствам воплощения творческого замысла, они отражают пройденный композитором за эти годы путь.

Первый Квартет, простой и непритязательный по форме и фактуре, привлекает свежестью, непосредственностью мелодического выражения, светлым и ясным характером музыки. Первым двум частям, выдержанным в спокойных лирических тонах, контрастируют юмористическое скерцо с остроумной игрой ритмов и бодрый энергичный финал, близкий по настроению ранним симфоническим финалам Чайковского, рисующим картины широкого народного разгула и веселья. Украшением квартета служит прославленное Andante cantabile, в крайних разделах которого использована мелодия подлинной народной песни «Сидел Ваня на диване», тонко гармонизованная с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Рахманинов. «Утёс» Симфонические

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама