String Quartet No. 1 (D-dur), Op. 11
Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. Среди различных видов ансамбля он отдавал предпочтение струнному квартету и как действенному средству распространения серьезной высокохудожественной музыки среди широких слушательских кругов, и как форме музыкального творчества, выдвигающей особенно сложные и ответственные задачи перед композитором. В одном из своих газетных обзоров, сожалея о недостаточном развитии квартетного исполнительства в Москве, Чайковский обращал внимание на то, с какой серьезностью и вниманием относились Гайдн, Моцарт и Бетховен к этому «скромному роду музыки, довольствующемуся тесными рамками четырех смычковых инструментов для богатейшего полифонического развития музыкальных идей».
Три квартета Чайковского написаны в течение одного пятилетия (1871 — 1876), явившегося периодом бурного роста и созревания его таланта и мастерства. Заметно различаясь и по образно-выразительному строю музыки, и по техническим средствам воплощения творческого замысла, они отражают пройденный композитором за эти годы путь.
Первый Квартет, простой и непритязательный по форме и фактуре, привлекает свежестью, непосредственностью мелодического выражения, светлым и ясным характером музыки. Первым двум частям, выдержанным в спокойных лирических тонах, контрастируют юмористическое скерцо с остроумной игрой ритмов и бодрый энергичный финал, близкий по настроению ранним симфоническим финалам Чайковского, рисующим картины широкого народного разгула и веселья. Украшением квартета служит прославленное Andante cantabile, в крайних разделах которого использована мелодия подлинной народной песни «Сидел Ваня на диване», тонко гармонизованная с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.
Ю. Келдыш