Дебюсси. «Шесть античных эпиграфов»

Six épigraphes antiques, L. 131

Композитор
Год создания
1914
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

Сюита для фортепиано в четыре руки (1914)

Предыстория создания фортепианного цикла Клода Дебюсси «Шесть античных эпиграфов» была весьма сложной и продолжительной, и начиналась она литературной мистификацией, ставшей весьма значительным явлением в литературной жизни эпохи. В 1894 г. французский поэт Пьер Луи издает в Париже сборник под заглавием «Песни Билитис». Книга была представлена как перевод творений Билитис – прежде неизвестной древнегреческой поэтессы, ученицы Сафо. Стихотворения в прозе предварялись биографией этой женщины – от идиллической пастушеской жизни в Памфилии до смерти в глубокой старости на Кипре после весьма бурной жизни, в который была и любовь, и ревность, и роскошь. Все оказалось вымышленным – и археолог Г. Хайм, обнаруживший гробницу Билитис с выбитыми на стенах ее стихами, и сама поэтесса. Единственными подлинными образцами античной поэзии в сборнике были эпиграммы из «Палатинской антологии», составленной в Х столетии в Византии, и отдельные строки Сафо, все остальное сочинил сам Пьер Луи. Однако мистификация оказалось настолько удачной, что имя Билитис некоторое время включали в энциклопедические словари, а сборник имел огромный успех, которому не помешало даже разоблачение – слишком уж близки были читающей публике той эпохи смелые эротические мотивы и ниспровержение моральных запретов.

Осенью 1901 г. Пьер Луи готовил сценическое представление своего творения. По замыслу поэта, чтение стихотворений в прозе должно было перемежаться музыкальными фрагментами, и создать музыку для постановки он предложил Клоду Дебюсси. Композитор это предложение поэта воспринял с энтузиазмом, с готовностью – по его словам – «поэкспериментировать над собой». Так родилось произведение под заглавием «Песни Билитис: музыка для сопровождения чтения двенадцати стихотворений Пьера Луи». Концертная мелодекламация была весьма популярна на рубеже веков, но в данном случае содержание стихов требовало стилизации под античные инструменты – кифару, авлос, свирель. Для создания подобного тембрового колорита Дебюсси избирает особый инструментальный состав – две флейты, две арфы и челеста.

Судьба этого произведения оказалось непростой: единственный раз представленное публике с большим успехом в феврале 1901 г., оно долгое время не исполнялось больше, ни разу не издавалось – практически, оно было забыто, а партитура считалась утраченной. В действительности ноты хранились в архиве Лили Тескье – первой супруги Дебюсси. Она передала их Леону Валласу, биографу Дебюсси, впоследствии их приобрела Национальная библиотека, и в 1970 г. французский композитор Артур Гойре и несколько музыковедов приступили к восстановлению партитуры по сохранившимся партиям. Утраченную партию челесты пришлось восстанавливать по наброскам. Результатом труда исследователей явилось первое издание «Песен Билитис» Дебюсси, осуществленное в 1971 г. Произведение вошло в репертуар ряда западных камерных ансамблей, но мало известно российской публике.

Но история «Песен Билитис» имела и другое продолжение. Клод Дебюсси вознамерился создать на их основе произведение для концертного исполнения, не связанное с инсценировкой. Первоначально предполагалось, что это будет сюита для симфонического оркестра, но этот замысел осуществлен не был: «Времена тяжелые, и жизнь еще тяжелее для меня», – так объяснил это сам композитор в одном из писем. В результате Дебюсси переработал музыкальный материал «Песен Билитис» по-иному – в виде сюиты для фортепиано в четыре руки. Так родилось произведение, получившее заглавие «Шесть античных эпиграфов».

Композитор не просто осуществил переложение с инструментального ансамбля на фортепианный дуэт – ведь со времен создания «Песен Билитис» прошло почти полтора десятилетия. Претерпел некоторые изменения музыкальный язык – усложнилась гармония, шире стала использоваться политональность. Для создания экзотического образа Древней Греции используются и другие ладогармонические средства – пентатоника, архаические лады, ориентальные гармонии, целотоннный лад.

Цикл открывается пьесой «Чтобы вызвать Пана, бога летнего ветра». В стихотворении Пьера Луи Билитис – еще юная, невинная пастушка – просит бога Пана ниспослать ей вдохновение. Этот пасторальный образ создается пентатоническим наигрышем, поддержанным терцовыми аккордами.

Светлой идилличности первой пьесы контрастирует вторая – «Безымянная гробница» с ее гулкими, «колокольными» политональными и целотонными гармоническими наслоениями. Ровная ритмическая пульсация словно отсчитывает неумолимое время. Необычные эффекты, создаваемые целотонным ладом, используются и в третьей пьесе – «Чтобы ночь была благосклонной», присутствует в ней оттенок танцевальности.

Призрачная, ускользающая красота танцующих женщин воплощена в двух последующих пьесах (можно вспомнить, что в эстетике символизма танец ассоциировался с недосказанностью и чувственностью). В «Танцовщице с кроталами» диатоничность чередуется с хроматизированными гармониями. Оттенок восточной гармонической терпкости возникает в загадочно-томных фиоритурах «Египтянки», словно исполняемых флейтой.

В заключительной пьесе сюиты – «Чтобы поблагодарить утренний дождь» – остинатные секундовые созвучия не только живописуют почти зримо образ капающего дождя, но и ассоциируются с безвозвратно утекающим временем.


Из весьма немногих сочинений Дебюсси, относящихся к 1914 году, «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в четыре руки были закончены еще до войны, в июне. Но это была лишь переделка старой партитуры для двух арф, двух флейт и челесты, написанной зимой 1900—1901 годов с целью сопровождения инсценировки «Песен Билитис». 11 июля 1914 года Дебюсси писал Дюрану, что некогда намеревался сделать из этих пьес оркестровую сюиту, но «времена тяжелые и жизнь еще тяжелее для меня».

Видимо, в окончательной редакции «Шесть античных эпиграфов» были приведены в соответствие с новыми требованиями усложненной гармонии Дебюсси, особенно охотно пользующейся политональностью.

Пьесы эти нельзя назвать выдающимися среди остального наследия Дебюсси, но они содержат немало свойственных композитору красивых тонкостей.

Так, в первой из пьес («Чтобы вызвать Пана, бога летнего ветра») изящна пентатоника, во второй («Безымянной гробнице») колоритны целотонные и политональные наслоения, создающие легкую, туманную гулкость некоторых созвучий. В третьей пьесе («Чтобы ночь была благосклонной») обращают внимание развитые эффекты целотонности, а в четвертой («Танцовщице с кроталами») — натуральная диатоника, чередующаяся со сложными хроматическими гармониями больших и малых септим. Последние две пьесы, пожалуй, наиболее цельны и образны из всех.

В пятой пьесе («Египтянке») чутко выдержав сумрачный, слегка терпкий колорит, на фоне которого рисуются томные и загадочные фиоритуры, словно исполняемые то флейтой, то кларнетом. Квартово-секундовые гармонии второго фрагмента очень плавно подготавливают некоторое оживление танца, который затем столь же постепенно угасает.

В шестой пьесе («Чтобы поблагодарить утренний дождь») находим один из образов настойчивого «капанья» у Дебюсси. Здесь при посредстве остинатных секунд и хроматизмов, выдержанных нот баса и легких, острых подголосков достигнута почти иллюзорная в своей интонационной правдивости звукопись унылых и однообразных шумов дождя.

Ю. Кремлев

Фортепианное творчество Дебюсси

реклама

вам может быть интересно

Равель. Колыбельная на имя Габриеля Форе Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама