Mazurkas, Op. 50
Мазурка Oр. 50 No. 1, соль мажор
Мазурка Oр. 50 No. 2, ля-бемоль мажор
Мазурка Oр. 50 No. 3, до-диез минор
Мазурки Шопена ор. 50 были написаны в 1841 и опубликованы в 1842 году. Здесь нет траурного „окаймления", как в двух предыдущих опусах мазурок, но траурный итог сохранен — он дан в последней мазурке после бодрой, упругой танцевальностн первой и сердечной, грациозной лирики второй.
Мазурка Oр. 50 No. 1, соль мажор. Соединение мазура с куявяком, полное танцевального задора и блеска. В такте 12 — экспрессивная септима. В тактах 41-52 — превосходное развитие мелоса в басу (типичные синкопы). Особенно интересна и ярка своими гармониями часть мазурки с такта 73 до конца, где выделяются, в частности, пониженная шестая и повышенная четвертая ступени G-dur.
Мазурка Oр. 50 No. 2, ля-бемоль мажор. Одно из ярких проявлений ласково-кокетливой любовной лирики у Шопена (сравни интонации песен „Колечко", „Пригожий парень" и др.) (Характерно, что эта мазурка исполняется и со словами, как песенка.). Тональный план ясно плагален. Обращают внимание: упругая ритмика вступления, „стилизованная гамма" (с такта 9), гармонические столкновения в средней части.
Мазурка Oр. 50 No. 3, до-диез минор. Мазурка-поэма с типичным чередованием тоскливых и радостных образов, кульминацией и автентическим „кадансом спада" в конце.
В первом разделе (такты 1-16) примечательны речевые интонации, канонические моменты, обыгрывание терций и квинт в мелосе. С такта 17 этой взволнованно-жалобной музыке противопоставлена энергия и бодрость танца (в тактах 17-24 внутритональные сдвиги модуляции A-fis). С такта 25 вернувшиеся речевые интонации уже не жалобны, а почти восторженны, но с такта 33 жалоба возвращается и на этот раз затихает, сменяясь бойким, увлекающим движением мазура (с такта 45; здесь колоритный терцевый сдвиг Gis—Н). Дальше (такты 45-91) любопытны и характерны плагальность, обыгрывание квинты (fis) в мелодии, натуральная модуляция-сдвиг — H-gis (такты 55-57), элементы гармонической вариации (сравни такты 45, 51, 57).
После повторения предыдущих моментов, с такта 133 и до конца мазурки — широко развитое драматическое заключение. Такты 139-157 — постепенный спуск вниз (для подготовки кульминации) и обыгрывание cis-moll (в мелодике выделяются томительные задержания и речитативность). Такты 157-165 — начало подъема (хроматические секвенции, модуляции по малым терциям, приводящие к „неаполитанской" ступени в такте 165). Такты 165-173 — спуск и новый подъем — к квартсекстаккорду первой ступени cis-moll в такте 173 (мастерски строит Шопен эти волны хроматических нарастаний). Такты 173-177 на редкость выразительный образ страстной отчаянной жалобы (романтическое обыгрывание квинты). Такт 177 и дальше — спад и депрессия. Называя коду этой мазурки лирическим заключением „из дневников сиротливого сердца и уязвленной в своей правдивости любящей души", Б. Асафьев метко отзывается о последних, завершающих мазурку октавах: „Прочь мираж!". Мазурка cis-moll — из тех сочинений Шопена, где гражданская скорбь претворена в чисто лирические формы.
Ю. Кремлев