Мазурка

Категории словаря

польск. mazurek, также mazur, от назв. жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец

Польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика М. своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Эмоциональное богатство М., сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов, как польских (в частности Ю. Эльснера и его учеников), так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и И. Ф. Кирнбергера.

Мазурка

Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии и выйдя за её пределы уже в 17 в., М. вошла в цикл польских крестьянских танцев (т. н. "сельский бал"), в к-ром медленные, чинные танцы, начиная с двухдольного "пешего танца" (taniec chodzony), сменялись быстрыми (taniec goniony). Такое чередование окончательно определилось уже в 16 в., причём иногда в медленных и быстрых танцах всего цикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла (включая его инстр., вок. и хореографич. элементы) М. постепенно слилась с обереком, менее подвижным и наделённым лирич. чертами, проникшими и в музыку М., написанную проф. композиторами. В процессе утверждения самобытности польской муз. культуры нар. танцам, в частности М., принадлежала огромная роль. В дошопеновский период её развития особое место занимали мазурки Эльснера, к-рый уже в 1803 написал для фп. два "Rondo а la Mazurek" и ввёл неск. M. в нар. сцены патриотич. оперы "Ягелло в Тенчине" (1819). "Mazur baletowy" входит в большую хореографич. сцену оперы "Цецилия Пясечиньская" Курпиньского (1829). Как Эльснер, так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и мн. др. польские композиторы писали М. для фп. Мазурки Шопена представляют собой поэмы- картины, в к-рых нар.-бытовые сцены сочетаются с проникновенной лирикой. В нек-рых мазурках Шопена и его современников этот жанр насыщается героич. чертами, особенно ощутимыми в повстанч. песнях 1830-31, сочинённых Эльснером, Новаковским и др. в ритме М. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и мн. др. польские композиторы обращались к жанру М. Особенно выделяются многочисл. М. для фп. К. Шимановского. В мировую муз. лит-ру вошли также М., созданные Глинкой (в т. н. польском акте "Ивана Сусанина"), Скрябиным и др. рус. композиторами.

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-1972.

И. P. Бэлза

реклама

вам может быть интересно

Просодия Термины и понятия
Спиричуэл Опера, вокал, пение

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Брюссель Города
Миннезингер Национальные культуры
Ереван Города
Сутартине Национальные культуры
Куплеты Музыкальные жанры
Постановка голоса Опера, вокал, пение
Симфонический оркестр Термины и понятия
Арпеджио Термины и понятия

Реклама