Шопен. Три мазурки Op. 56

Mazurkas, Op. 56

Композитор
Год создания
1843
Жанр
Страна
Польша

Мазурка Op. 56 No. 1, си мажор
Мазурка Op. 56 No. 2, до мажор
Мазурка Op. 56 No. 3, до минор

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Сюита мазурок ор. 56 (сочинены в 1843 году, опубликованы в 1844 году) сохраняет типичное для Шопена движение образов от сдержанности к бодрой, упругой танцевальности и далее — к депрессии и глубокой печали. Вместе с тем, в двух крайних мазурках этого опуса налицо черты резкого ослабления реалистической конкретности и драматургической напряженности, свойственных прежним мазуркам Шопена.

Мазурка Op. 56 No. 1, си мажор. Лирически светлые узоры танца отмечены здесь грациозной легкостью отрадных воспоминаний. Б. Асафьев метко пишет о Es-dur'ном и G-dur'ном фрагментах как об эпизодах „на грани вальса". Тональный план (центры: Н—Es—Н—G—Н) основан на тоничности отношений терций увеличенного трезвучия (Аналогична (хотя и не столь обнажена) роль этих же тональностей (h, Es, G) в сонате h-moll.) и содержит множество мелких модуляций. Ритмика относительно пассивна и лишена ярких контрастов (характерная черта ряда поздних мазурок Шопена) (Вначале даже полифонически сочетаются куявяк (в левой руке) с мазуром (в правой).). Форма — рондовидная. Мелос движется длительными, плавными колыханиями — волнами.

Такты 1-6 — целотонная секвентная нисходящая модуляция. Такты 6-8 — уже G-dur и мерное мелодическое восхождение. Вторая тема мазурки (Росо piu mosso, Es-dur) построена на обыгрываниях, звонких и нежных переборах струн. В конце второй части пассивная мелодическая модуляция в репризу первой темы. Аналогия (но сложнее) в конце четвертой части (начинающейся в G-dur), где В. Пасхалов справедливо усматривает подражание хроматически колеблющимся наигрышам деревенского скрипача. В коде с ее выразительно осуществленным образом лирически-танцевального порыва примечательны столкновения, свобода голосоведения и особенно „бесконечный" ток мелодии и гармонии, настойчиво избегающих остановок.

Мазурка Op. 56 No. 2, до мажор. Многие считают ее национальнейшей мазуркой Шопена, „мазуркой мазурок". Действительно, она великолепна, явственно отличаясь своим бытовым реализмом („втаптывания" вначале, танцевальная „толчея" в тактах 53-68 с каноническим контрапунктом) от характера затуманенной, „дымчатой" образности большинства поздних мазурок. Педальные квинты в басу, подголоски, повышенная четвертая ступень, исключительно яркая ритмика мазура, перебросы мелодии из дисканта в бас и обратно — все это крайне своеобразно и впечатляюще. Б. Асафьев пишет по поводу этой мазурки (и ей родственных): „Для этих мазурок показательна несвойственная обычно Шопену жесткость и своеобразная диатоническая терпкость ритмо-интонаций, правда, тут же смягчаемая сознанием, что в основе-то их коренится вряд ли что более динамически весомое, чем „что есть силы гудящие" волынка или скрипка деревенского скрипача среди топота — тяжелозвонкого — танцующих пар на лужайке, а тем более пляса в шинке. Все это сочно, вкусно, жизнерадостно и высокохудожественно".

Мазурка Op. 56 No. 3, до минор. Полнейшая противоположность предыдущей. Она вся в романтической неясности, в фрагментарности формы, в причудливо сменяющихся видениях прошлого. Это — мазурка-поэма, но очень отличная от мазурок-поэм среднего периода творчества. Контрасты мягкие, спокойные, отнюдь не драматичные. Тональный план: (с—g—с—d—с—g—с—d) — (As—В)—(Н—В)— (В...) — (es—b—I—b)—(В...) — (с—g—с—d—с—g—с) — (заключение с неустойчивыми модуляциями и окончанием в С) — говорит сам за себя. Ритмика относительно пассивна. Вся мазурка насыщена полифонией.

Такты 1-47 — первый тематический элемент, начинающийся выразительной элегической мелодией. На первой же странице характерные „неожиданности": в тактах 12-15 оригинально-неожиданная модуляция в d-moll, а в тактах 22-24 неожиданное возвращение в c-moll (через четвертую мелодическую ступень d-moll) С такта 49 — второй элемент, относительно бодрый, танцевального характера, но все же лишенный рельефности прежних танцевальных тем Шопена. С такта 57 — третий элемент, спокойно-певучий. С такта 73 — четвертый элемент, еще более танцевальный, чем второй. С такта 89 — пятый элемент, тоскливый мелос которого получает затем ритм куявяка.

Быстрые смены тематических элементов (вдобавок, не очень рельефных), их текучесть — высоко показательны для позднего творчества Шопена, которое зачастую не кристаллизует четких образов, увлекаясь зыбким сцеплением мелькающих идей.

Такты 118-120 — характерное одноголосие (мнимая полифония и сжатие мелоса; вспомним сходное сжатие в начале мазурки ор. 24 № 4). Затем — повторение четвертого элемента, первого элемента и обширная, сложная по гармонии и мелодическим обыгрываниям кода, однако совершенно пассивная. Мазурка оканчивается в „неуверенном" C-dur с минорной плагальностью.

Ю. Кремлев

реклама

Словарные статьи

Мазурка 24.02.2012 в 11:30

рекомендуем

смотрите также

Реклама