Sonata for Violin and Piano (F-dur), Op. 57, B. 106
В 1880 г. – после успеха «Славянских танцев» – Фриц Зимрок требовал, чтобы Антонин Дворжак продолжил работу над ними, создав новую серию. Однако мысли композитора были заняты другим, и он просил издателя повременить со «Славянскими танцами»: «Сейчас я чувствую потребность написать что-нибудь серьезное – трио или скрипичную сонату, – признавался Дворжак. – Это сохранило бы мне теперь хорошее настроение». Замысел был осуществлен – в марте 1880 г. родилась Соната для скрипки и фортепиано фа мажор.
Это произведение примечательно как единственный известный ныне образец сонаты для солирующего инструмента с фортепиано в творчестве Антонина Дворжака. В действительности соната была не единственной и даже не первой – в 1869 г. композитор работал над виолончельной сонатой, но от нее сохранилась лишь партия виолончели (позднее Дворжак переработал медленную часть в Романс для виолончели). В 1873 г. композитор написал сонату для скрипки и фортепиано – она была исполнена и имела успех у публики, о ней благосклонно отзывались критики, но, к сожалению, впоследствии произведение было утрачено. Таким образом, из трех созданных Дворжаком сонат сегодня исполняется только скрипичная Соната фа мажор. Ее создание непосредственно предшествовало работе над второй редакцией Концерта для скрипки, и между двумя произведениями ощущается близость и в образном строе, и в структуре формы.
Скрипка в оркестровых и ансамблевых сочинениях Антонина Дворжака чаще всего выступает как носитель мелодического начала, как «поющий» инструмент. В таком же духе интерпретирует ее композитор и в фа-мажорной Сонате, подчеркивая кантиленные свойства скрипичного звука. Этим обусловлен характер образного строя произведения, в котором преобладает утонченная лирика, лишь время от времени прерываемая «вспышками» страстного чувства. Особенно очевидно это в первой части – Allegro, ma non troppo. Она имеет вид двухтемного сонатного аллегро с терцовым соотношением тональностей главной и побочной партий (фа мажор и ре мажор), но преобладает в ней не драматизм, присущий многим сочинениям в сонатной форме, а спокойствие лирического высказывания.
Лирическая атмосфера царит и в ля-мажорной второй части – Poco sostenuto. Развитие ее двух основных тем поровну распределяется между двумя инструментальными партиями – фортепиано играет в нем не менее важную роль, чем скрипка. Первоначально вторая часть скрипичной Сонаты была иной – фа-мажорное Adagio, но в конечном итоге Дворжак написал для сонаты новую вторую часть, а музыкальный материал прежней второй части впоследствии был использован композитором в до-мажорном Струнном квартете.
В заключительной части – Allegro molto – сходство со скрипичным Концертом становится особенно очевидным. В обоих произведениях финалы по образному строю контрастируют двум первых частям с их погруженностью во внутренний мир, раскрытием богатой палитры душевных переживаний. Если в первой и второй частях царила непосредственность и глубина лирических высказываний, то в третьей части разворачивается яркая картина народного веселья. Ее создают ритмоинтонации чешских народных танцев (в основном – польки), которые активно использует композитор. По форме финал представляет собой рондо, но с некоторыми чертами сонатности.
Дворжак, как всегда, работал быстро – Соната для скрипки и фортепиано фа мажор была написана в течение пятнадцати дней. Фриц Зимрок в том году так и не получил желаемой второй тетради «Славянских танцев» (она была написана только в 1886 г.), зато издал скрипичную Сонату. Тогда же – в 1880 г. – произведение впервые прозвучало в чешском городе Хрудиме.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →