Опера Прокофьева «Огненный ангел»

The Fiery Angel

Композитор
Год создания
1927
Дата премьеры
25.11.1954
Жанр
Страна
СССР
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Опера Сергея Прокофьева в пяти действиях (семи картинах); либретто композитора по одноименному роману В. Брюсова.

Опера создавалась в 1919-1927 годах. Первое исполнение (концертное, на французском языке): Париж, Театр Елисейских Полей, силами артистов Французского радио и телевидения, 25 ноября 1954 г. Первая постановка (на итальянском языке): Венеция, театр «Ла Фениче», на международном фестивале современной музыки, 14 сентября 1955 г. (дирижер Н. Санцоньо, режиссер Дж. Стрелер, художник Л. Дамиани); премьера в СССР — в Ташкенте, на русской сцене — в Перми, 30 октября 1983 г.

Действующие лица:

Рупрехт, рыцарь (баритон), Рената, его возлюбленная (драматическое сопрано), Хозяйка придорожной гостиницы (меццо-сопрано), Гадалка (меццо-сопрано), Агриппа Непесгеймский (высокий тенор), Ноганн Фауст, доктор философии и медицины (бас), Мефистофель (тенор), Настоятельница монастыря (меццо-сопрано), Инквизитор (бас), Яков Глок, книготорговец (тенор), Матвей Виссенман, университетский товарищ Рупрехта (баритон), Лекарь (тенор), Работник (баритон), Хозяин таверны (баритон), Граф Генрих (без пения), Крошечный мальчик (без пения).
Три скелета, три соседа, две юные монахини, шесть монахинь, свита инквизитора, хор монахинь, женский и мужской хоры за сценой.

Действие происходит в Германии в XVI веке.

Действие первое

В захудалую придорожную гостиницу ночью прибывает рыцарь Рупрехт, вернувшийся в Германию из Южной Америки. Выпроводив разговорчивую хозяйку, он хочет заснуть, но из-за двери смежной комнаты слышится женский голос, в ужасе повторяющий слова заклинания. Рупрехт хочет прийти незнакомке на помощь и вышибает дверь. Чтобы успокоить женщину, он чеpтит шпагой крест в воздухе и читает первую пришедшую на ум молитву - заупокойную « Избавь меня ». Наваждение рассеивается. Пришедшая в себя незнакомка открывает Рупрехту, что ее зовуг Рената, и рассказывает о своей странной судьбе. Когда она бьла девочкой, ей явился огненный ангел по имени Мадиэль и возвестил ей, что она будет святой. Но, став девушкой, Рената полюбила его земной любовью. Ангел разгневался и исчез, но потом сжалился над ней и обещал вернугься в облике человека. Таким человеком Ренате показался граф Генрих. Они были счастливы, но Гених внезапно бросил свой замок и покинул ее, а она oтправилась на поиски.

Встревоженная шумом у постояльцев, приходит хозяйка с фонарем и работник с вилами. Рупрехт хочет узнать, кто такая Рената. Хозяйка называет ее еретичкой и ведьмой, пособницей дьявола. После ухода хозяйки и работника Рупрехт решает, что дьявол ему не страшен, а Рената хороша собой. Он начинает преследовать ее. Доведенная до отчаяния, она садится и опускает голову на колени. Пристыженный Рупрехт просит у нее прощения и клянется быть ее верным защитником. Рената предлагает поехать в Кёльн разыскивать Генриха. Нужно только рассчитаться с хозяйкой. Хозяйка приводит с собой работника и гадалку. Рупрехт не хочет гадаНия, но Рената настаивает. Гадалка предрекает ей «кровь».

Действие второе

Картина первая. Рупрехт и Рената в Кёльне. Поиски Генриха оказались безуспешными, и Рената хочет прибегнуть к помощи потусторонних сил. Книготорговец Яков Глок снабжает Рупрепа и Peнaтy трактатами по мarии и обещает попозже принести одно редкое издание. Рупрехт готов для Ренаты на все: он страстно любит ее и мечтает быть хоть немного любимым. Она с негодованием отвергает его, произнося жестокие слова, и снова погружается в чтение фолиантов. Раздается таинственный стук в стену. Рената уверена, что это духи, вызванные ее заклинаниями. На все вопросы Рупрепа и Ренаты духи отвечают условленным числом ударов. Рената убеждена, что Генрих здесь, что он уже за дверью. Она распахивает дверь - там нет никого. Утешая Peнaтy, Рупрехт обещает ей проникнуть в тайны магии и заставить демонов повиноваться. Вернувшийся Яков Глок предлагает познакомить его со знаменитым ученым и магом Агриппой Неттейсгеймским. Они уходят, оставив Ренату одну.

Картина вторая. Рупрехт в причудливом жилище Агриппы Неттесгеймскогo: груды книг, приборы, чучела птиц, три больших черных пса и три человеческих скелета. Однако Агриппа отрицает, что занимается колдовством, - он прежде вceгo ученый и философ. По eгo мнению, истинный маг должен быть мудрецом и пророком. Он яростно опровергает слухи, будто держит при себе демонов в виде собак и ставит опыты над человеческими черепами. Скелеты, невидимые Рупрехту, всякий раз восклицают: «Ты лжешь!» Рупрехт хочет узнать, что такое магия - заблуждение или наука? Агриппа отвечает, что магия -это наука наук.

Действие тpeтье

Картина первая. Рената отыскала в Кёльне графа Генриха и стоит перед запеpтoй дверью eгo дома. По этой же улице возврашается oт Агриппы Рупрехт. Рената рассказывает ему, как она упала перед Генрихом на колени и как он ее oттoлкнул, жестоко оскорбив. Теперь она видит, что Генрих - обычный человек; ей стыдно, что она приняла eгo за Oгненного ангела. Рупрехт вновь предлагает ей свою руку. Рената согласна быть с ним, если он отомстит за нее и убьет Генриха. Рыцарь решает вызвать соперника на поединок и входит в eгo дом. Рената молится Огненному ангелу. Неожиданно в окне показывается Генрих, и потрясенной Ренате кажется, что Огненный ангел действительно он. Она опускается на колени и просит у нeгo прощения. Когда выходит Рупрехт, она требует, чтобы он не смел поднимать руку на Генриха. Оркестровый антракт изображает катастрофический для Рупрехта поединок.

Картина вторая. Тяжело раненный Рупрехт лежит у обрыва над Рейном. Матвей, школьный товарищ Рупрехта, уходит за лекарем. Рената склоняется над своим рыцарем и клянется, что если он умрет, она уйдет в монастырь. Обняв ero, она страстно повторяет: «я люблю тебя, Рупрехт!» Ей вторит невидимый женский хор. Раненому мерещатся краснокожие дикари, с которыми он воевал в Америке; он roнит их прочь. Появляются Матвей с лекарем: На вопрос, можно ли спасти Рупрехта, лекарь гoрдо заявляет, что в шестнадцатом столетии нет невозможногo для медицины.

Действие четвертое

Рупрехт и Рената живyт в Кёльне в доме возле таверны с садом. Рыцарь еще не совсем оправился oт раны, но Рената уже хочет бросить eгo и уйти в монастырь. Он oтгoваривает ее, предлагая спокойную жизнь у eгo родителей или в Америке. Эти слова кажутся Ренате бесовским искушением. Обуреваемая желанием истязать плоть, Рената ранит себя подвернувшимся садовым ножом, бросает нож в Рупрехта и убегает. Рупрехт следует за ней.

В саду таверны сидят за cтoликом странствующие Фауст и Мефиcтoфeль. Им прислуживает помощник хозяина, маленький мальчик. Eгo непонятливость злит Мефиcтoфeля. Рупрехт, так и не догнавший Ренату, становится свидетелем тoгo, как Мефиcтoфeль хватает ребенка и проглатывает eгo целиком. Хозяин таверны умоляет вернуть ему помощника. Мефиcтoфeль указывает на мусорный ящик, oткyдa хозяин извлекает дрожащегo мальчика и спешно уносит в таверну. Мефистофель обращает внимание Фауста на «вытяутую рожу» Рупрехта, котоpoгo покинула возлюбленная. Путешественники приглашают Рупрехта ехать с ними, и он дает согласие. Eгo не смущает даже реплика хозяина таверны и соседей в адрес ушедшеro Мефиcтoфeля: «А пусть-ка этот фокусник... да поцелует кpecт!»

Действие пятое

Рената нашла прибежище в монастыре, однако с ее прибытием там начали происходить странные вещи: стуки в стены, видения, припадки у монахинь. Настоятельница, сострадая Ренате, все же приглашает в монастырь инквизитора, чтобы он изгнал из нее демонов. Рената уверяет инквизитора, что тот, кто является ей днем и ночью, гoворит ей только о Боге и о добре. Тут раздаются зловещие удары в стену и в пол. Две юные монахини впадают в истерику. Инквизитор начинает обряд экзорцизма - изгнание бесов. Рената попрежнему отрицает свою виновнocть. На сей раз ее словам вторят не только слухи, но и дьявольский хохот. Монахини в смятении: две самых юных бьются в припадке, часть обвиняют Ренату в сношениях с сатаной, часть кричит, что Рената - святая. Ренате не удается сохранить спокойствие. Впав в одержнмocть, она начинает твердить отгоняющие демонов заклинания. Группа монахинь пускается в разнузданный пляс и поклоняется дьяволу.

В этот момент на галерее под сводами появляются Мефистофель, Фауст и Рупрехт, приехавшие в монастырь как путешественники. Мефистофель указывает Рупрехту на Ренату, но рьщарь хранит молчание: он бессилен ей помочь. Рената, возглавив беснующихся монахинь, обвиняет инквизитора в том, что он сам продал душу сатане, ибо лицемерит, злобствует и проклинает. «Ты дьявол с хвостом и покрыт волосами!» - восклицает она, призывая сестер сорвать с него одежды и растоптать его. Страже инквизитора удается оттеснить обезумевших женщин от инквизитора. Разъяренный инквизитор пригвoждает Ренату посохом к полу и приговаривает к пытке и сожжению на костре.


Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Многослойная фабула брюсовского романа развертывается как бы в двух измерениях: условно воспроизведенной исторической обстановке Германии XVI в. и литературной полемике в России начала XX века. В центре запутанной интриги — всепоглощающая и мучительная любовь рыцаря Рупрехта к Ренате, молодой женщине, одержимой болезненными видениями и убежденной в том, что к ней является светлый дух или дьявол (граф Генрих). Среди действующих лиц — Фауст и Мефистофель (чьи партии Прокофьев, явно с полемической целью, поручает соответственно басу и тенору), Агриппа Неттесгеймский. Вызванные душевной болезнью видения Ренаты приводят ее на суд инквизиции, и она погибает на костре.

События романа воплощены в одной из самых блестящих оперных партитур XX века. Она впечатляет яркими драматическими контрастами, выразительностью центральных музыкальных образов, острой характерностью второстепенных персонажей. Богатейший всплеск эмоциональной лирики обернулся в этой последней зарубежной опере Прокофьева приметами «неистового романтизма». К особенностям ее музыкальной драматургии относятся развернутые вокально-симфонические формы, по-вагнеровски полнозвучный оркестр, масштабность симфонической концепции, основанной на множестве лейтмотивов. Отказавшись от традиционной увертюры, композитор с первых же тактов представляет мужественную фанфарную тему Рупрехта-рыцаря. Причет-скороговорка Ренаты, сопровождающий ее галлюцинации, сменяет замечательная по красоте и лирической выразительности тема любви к Огненному ангелу — типичный пример прокофьевской возвышенной лирики.

Во II и III д. преобладает широкое симфоническое развитие ранее прозвучавших и преображенных тем главных героев. В гротескно-пародийном ключе представлен жрец черной магии Агриппа (его партия поручена высокому тенору). Немало комедийных эффектов используется в сцене странствующих философов — Мефистофеля и Фауста, потешающих завсегдатаев таверны сомнительными фокусами. Как грандиозная черная месса решен трагедийный финал. Он открывается строгим хоралом, контрастирующим вакханалии в стенах женского монастыря. Динамика полифонического развития хоровых партий и неуклонного оркестрового остинато достигает предельной звуковой насыщенности и драматической напряженности.

Сложная для исполнения и восприятия опера не сразу нашла путь на сцену и заняла достойное место в театрах мира лишь после смерти композитора. Венецианская премьера явилась толчком к последующим постановкам в Кёльне, Берлине и Праге, а затем на отечественной сцене. В наше время «Огненный ангел» был поставлен в 1991 г. в петербургском Мариинском театре (совместно с лондонским «Ковент-Гарденом», под управлением В. Гергиева); в 2004-м — в московском Большом театре (дирижер А. Ведерников, режиссер Ф. Замбелло).

Четыре полные грамзаписи оперы осуществлены выдающимися дирижерами: Ш. Брюком (1956), И. Кертесом (1959), Б. Бартолетти (1964) и Н. Ярви (1990). На ее музыкальном материале композитор создал Третью симфонию (1928).

А. Гозенпуд

Дискография: CD — Philips. Дирижер Гергиев, Рупрехт (Лейферкус), Рената (Горчакова).

Оперное творчество Прокофьева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама