Опера Петра Ильича Чайковского «Опричник»

Композитор
Дата премьеры
24.04.1874
Жанр
Страна
Россия

«Опричник» — опера П. Чайковского в 4 действиях (5 картинах), либретто композитора по одноименной трагедии И. Лажечникова.

Премьера: Петербург, Мариинский театр, 12 апреля 1874 г., под управлением Э. Направника.

Трагедия Лажечникова — старомодная мелодрама, написанная в 1830-х гг. и отличающаяся от драм Н. Кукольника и П. Ободовского несколько меньшим пафосом и цветистостью. Автор, впрочем, дерзнул показать жестокость самовластья и опричнины. Это неизмеримо правдивее и театральнее сделали позднее Л. Мей в «Царской невесте», А. Толстой в «Смерти Иоанна Грозного» и А. Островский в «Василисе Мелентьевой» — пьесах, поставленных почти одновременно с «Опричником» в Александрийском театре.

Князь Жемчужный разорил семью боярина Морозова, погубил его самого. Но сын Морозова Андрей любит дочь своего врага Наталью, хотя и не надеется на брак с ней. Желая отомстить князю, Андрей по совету своего друга Басманова решает пойти в опричники. Для этого он вынужден отречься от родной матери, которая, узнав, что сын стал опричником, проклинает его. Но жертва Андрея не оправдывает себя. По требованию царя Наталью должны отвести к нему в покои. Андрей выступает на защиту любимой и проклинает царя. Он идет на казнь, которую видит его мать.

Ситуации мелодраматически напряженны, напоминая сценические положения, характерные для Мейербера. Но музыкальная драматургия «Опричника» показывает, как окрепло и возросло мастерство Чайковского. Его творение проникнуто психологической правдой, вдохновенным лиризмом, глубоко национально. Некоторые образы, например боярыни Морозовой,— выдающееся завоевание оперного реализма. Наряду с проникновенными лирическими страницами произведение богато превосходными драматическими ансамблями и хорами. Композитор правдиво воссоздал мрачную атмосферу царствования Ивана Грозного.

«Опричник» шел на русской сцене при жизни автора. Среди лучших его исполнителей — М. Славина (Морозова), Н. Фигнер (Андрей), Ф. Шаляпин (Вязьминский). Опера неоднократно ставилась и в XX в. (Ленинград, 1930; Свердловск, 1936; Фрунзе, 1957; Москва, Большой театр, 1999 г. и др.).

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Князь Жемчужный (бас)
• Наталья, его дочь (сопрано)
• Молчан Митьков, жених Натальи (бас)
• Боярыня Морозова, вдова (меццо-сопрано)
• Андрей Морозов, ее сын (тенор)
• Басманов, молодой опричник (альт)
• Князь Вязьминский (баритон)
• Захарьевна, мамка Натальи (сопрано)
• Народ, опричники, сенные девушки, слуги Жемчужного

Действие происходит в Москве во время опричнины.

Первое действие

Москва XVI века — время беспощадной борьбы дворянской опричнины во главе с царем Иваном Грозным и старого феодального боярства, «земщины». Между этими непримиримо враждебными силами колеблется молодой Андрей, сын боярина Морозова. Семейные традиции и влияние властной, суровой матери крепко связывают Андрея с земщиной. Но есть сила, толкающая его к опричникам. Это — жажда мести князю Жемчужному, разорившему и обездолившему Морозовых. Андрей страстно любит дочь князя — Наталью, с которой он был обручен еще тогда, когда обе семьи жили в мире и дружбе.

Сад при доме Жемчужного. Князь сватает дочь за старого боярина Митькова, благо влюбленный боярин не требует приданого. Но не такова Наталья, чтобы ее участь решали без нее. С детства обрученная с Андреем Морозовым и всей душой полюбившая его, она рвется из душного отцовского терема к своему желанному другу. Ее отец жестоко обидел Морозовых, но по-прежнему верна своему милому Наталья. В песнях сенных девушек звучит для нее все та же грызущая сердце тоска-кручина, в шуме шагов слышит она спешащего к ней суженого. Чтобы найти управу на Жемчужного, отомстить за обесчещенного отца и выручить Наталью, Андрей решает послушаться уговоров своего верного друга, удалого опричника Басманова и вступить в опричнину.

Второе действие

Первая картина. Полутемная изба, в которую перебрались после разорения Андрей и его мать. Тревожная любовь к сыну, оскорбленная гордость, черная злоба кипят в душе боярыни Морозовой под покровом смирения и покорности божьей воле. А пуще всего ненавидит старуха-боярыня опричнину. Возвращается Андрей с деньгами, полученными от Басманова. Морозова не хочет принять помощь от опричника. Стараясь успокоить мать, Андрей вынужден утаить от нее свое решение. Он скрывает, что едет к царю, чтобы самому стать опричником.

Вторая картина. Александровская слобода, царские палаты. Андрей Морозов, мучительно колеблясь, принимает посвящение в опричники. Через силу дает он страшную клятву верности — отрекается от земщины, дружбы и родни, от любимой матери. С радостью ловит признаки его колебания приближенный царя — холодно-жестокий князь Вязьминский, ненавидящий весь род Морозовых и мысленно уже готовящий Андрею ловушку.

Третье действие

Московская площадь. Наталья, бежавшая из отцовского дома, от ненавистного жениха, просит у Морозовой пристанища и защиты. Старуха отказывает ей в помощи. Беглянку настигает отец, взбешенный ее самовольством. Князь Жемчужный велит своим челядинцам вязать дочь. Bo-время подоспевшие опричники во главе с Морозовым и Басмановым освобождают девушку. Тут только узнает Морозова, что ее сын стал опричником, и вне себя проклинает его. Потрясенный Андрей решает просить царя позволить ему уйти из опричнины.

Четвертое действие

Александровская слобода. Опричники шумно справляют свадьбу Андрея с Натальей. Тревожно на сердце у Наташи. Хоть царь разрешил Андрею покинуть опричнину, но, по обычаю, юноша до полуночи еще связан своею страшной клятвой. Скорей бы уж пришла полночь! Но прежде чем она настает, свершается судьба Андрея. Князь Вязьминский приносит ему приказ царя: государь вызывает к себе красавицу-Наталью. Напрасно Басманов уверяет Андрея, что это только испытание его верности. Андрей отказывается исполнить царский приказ и тем нарушает свою клятву.

Перед окнами, на площади палачи ставят плаху. Палата пустеет. Торжествующий князь Вязьминский вводит Морозову и зовет ее к окну, взглянуть на сына. Увидев казнь Андрея — проклятого, но страстно любимого, — Морозова падает мертвая.

Мрачно-торжественный хор опричников славит грозного царя.


История создания

После двух первых неудачных опер, «Воеводы» и «Ундины», Чайковский в начале 1870 года обратился к новому оперному замыслу. В качестве основы сюжета была избрана трагедия известного писателя И. И. Лажечникова (1792–1969) «Опричник», повествующая о времени Ивана Грозного. Либретто композитор решил писать сам. Он сократил нескольких второстепенных персонажей драмы, исключил роль самого царя, сделал более драматичной роль князя Вязьминского (у Лажечникова — Вяземский).

Сочинение продвигалось медленно. В течение 1870 года было написано совсем немного музыки. «Опера моя идет очень вяло, — писал композитор брату Анатолию. — Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе».

В следующем году работа пошла несколько лучше. Балакиреву, с которым Чайковский поддерживал переписку, он сообщал: «Я теперь всей душой предался сочинению оперы „Опричник“ и не в состоянии был бы отвлечь себя от этой работы». Тем не менее и в 1871 году опера еще не была закончена: партитуру композитор завершил лишь 20 марта 1872 года. Ноты были сразу же отправлены в Петербург издателю Бесселю, который должен был хлопотать о постановке в Мариинском театре. Однако постановка все откладывалась, и только осенью 1873 года этот вопрос был решен.

В декабре главный дирижер Мариинского театра Э. Ф. Направник, прекрасный музыкант и очень опытный дирижер, глубоко симпатизировавший Чайковскому, ознакомился с партитурой и принялся за подготовку спектакля. При этом он, исходя из возможностей своих солистов, просил Чайковского о некоторых изменениях в партиях. В ответ композитор писал: «Я не только не обижаюсь на Ваши замечания, но, напротив, от души Вам за них благодарен. Вообще я очень рад, что благодаря Вашему письму я получаю возможность вести все дело исключительно и непосредственно с Вами. Все, что Вы требуете относительно раздачи ролей, перемен и сокращений я сделаю охотно, как Вы мне укажете».

Премьера «Опричника» состоялась в Мариинском театре Петербурга 12 апреля 1874 года и имела серьезный успех. За нее Чайковскому была вручена премия в размере 300 рублей. Сам композитор отнесся к «Опричнику» критически, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». Тем не менее, в последующие годы опера была поставлена в Москве и на нескольких провинциальных сценах. Последующие оперы Чайковского затмили «Опричника», но до сих пор отдельные отрывки из этой оперы входят в певческий репертуар.

Музыка

«Опричник» наиболее ярко среди ранних опер Чайковского воплощает особенности его оперного стиля. Это опыт создания произведения в духе большой французской оперы на русском материале, показавший склонность композитора к яркой театральной форме. Мелодика «Опричника», опирающаяся на русские народно-песенные интонации, отличается рельефностью и широтой. В образе Натальи угадываются черты будущих женских персонажей опер Чайковского, в образе Андрея воплощен типичный для композитора мотив: порыв к счастью и роковая обреченность.

Либретто, сочиненное в духе Скриба, известного французского драматурга и либреттиста, определило не только структуру произведения, но и характер музыки. Так, традиционен для большой оперы III акт с его вступительным хором, драматической сценой в центре и большим финалом с солистами и двумя хорами, традиционны и балетные сцены.

Музыкальный язык оперы еще не достиг той цельности, которая проявится в последующем творчестве Чайковского. В нем наличествует некоторая пестрота: наряду с собственным композиторским материалом, характерным для Чайковского и в дальнейшем, он широко использует подлинные русские народные напевы.

Наиболее яркий номер оперы — ариозо Натальи из I акта «Почудилось мне, будто голоса», часто звучащее на концертной эстраде. Темпераментностью и разнообразием красок привлекают пляски опричников и женщин из IV акта.

Л. Михеева


Значительной вехой в оперном творчестве Чайковского стал «Опричник» (1870–1872) по одноименной трагедии И. И. Лажечникова на исторический сюжет из времен Ивана Грозного. Интерес к исторической тематике был одним из характерных явлений русского искусства 60 — 70-х годов, причем именно личность «Грозного царя» и события, связанные с его царствованием, привлекали особое внимание писателей, драматургов, живописцев. Не остались в стороне от этого движения и композиторы: одновременно с работой Чайковского над «Опричником» Римский-Корсаков создавал свою первую оперу «Псковитянка», и оба произведения появились на сцене Мариинского театра с промежутком немногим более года.

Однако Чайковского привлекли не столько обличительный пафос трагедии Лажечникова (Написанная в 40-х годах пьеса Лажечникова была запрещена цензурой и впервые могла быть поставлена на сцене только в 1867 году.) и показанная в ней борьба разных политических групп, сколько личная драма героев. При работе над либретто, которое было написано самим композитором, все, что связано с боярской оппозицией самовластному царю, конфликтом «земщины» и опричнины, значительно сокращено. Сам Грозный на сцене не появляется; его роль частично передана одному из главарей опричнины князю Вязьминскому, царь присутствует только «за кадром». В центре действия — драма молодого боярского сына Андрея Морозова, который становится опричником для того, чтобы жениться на любимой им дочери врага своей семьи Наталье Жемчужной, но, не покорившись царскому произволу, погибает на плахе. Все остальное служит лишь фоном для основной драматической фабулы.

В «Опричнике» Чайковский овладевает крупными оперными формами, мастерством построения больших драматических действенных сцен, сочетая яркую выразительность вокальной мелодики с богатством оркестрового звучания и напряженным симфоническим развитием. Опера изобилует остроконфликтными по характеру развернутыми массовыми сценами, основанными на непрерывном музыкальном развитии с свободным чередованием речитативно-диалогических построений, сольных эпизодов ариозного типа, ансамблевого и хорового пения. Таковы, например, сцена клятвы Андрея при вступлении в опричнину во втором действии, драматический финал третьего действия, где боярыня Морозова, увидев своего сына в одежде опричника, принародно проклинает его, квартет с хором и заключительная сцена гибели Андрея в четвертом действии.

Песни и игры девушек в первом, свадебный хор с плясками из последнего действия создают бытовой фон, на котором развертывается драма Натальи, Андрея и его матери. В большинстве этих сцен использованы подлинные народные мелодии, заимствованные композитором из своего сборника «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Самой крупной из них является пляска опричников и девушек в четвертом действии — род русского каприччио, основанного на пяти различных по характеру народных мелодиях, разрабатываемых с помощью глинкинского метода остинатных вариаций.

Симфонизм оперы проявляется как в непрерывности музыкального развития в пределах отдельных сцен, так и в последовательном проведении на протяжении всего действия некоторых основных тем, которым придается таким образом лейтмотивное значение. Важнейшей из них является суровая лаконичная тема опричников, звучащая в оркестре при каждом их появлении на сцене.

Своим четким упругим ритмом и резкостью мелодических очертаний она, как уже отмечалось в литературе о Чайковском, близка к темам рока, фатума в симфоническом творчестве композитора.

Среди действующих лиц оперы наиболее яркую и развитую характеристику получают Наталья и боярыня Морозова. Образ верной своему чувству, стойкой в любви Натальи во многом близок таким оперным героиням зрелого Чайковского, как Татьяна, Мария, Лиза, хотя и не обладает еще достаточной внутренней цельностью. Ее грустная элегическая песня «Соловушко» в первом действии, в основу которой положена подлинная народная песня, записанная Чайковским в Подмосковье, не дает индивидуальной характеристики образа, рисуя обобщенный тип русской девушки, томящейся взаперти в душном тереме. Но уже в том же действии патетическое ариозо Натальи «Почудилось мне будто голоса» обнаруживает страстность ее натуры, скрытую под покровом внешней простоты и беззаботности. Сильный волевой характер проявляется в большой драматической сцене из третьего действия, где Наталья, бежавшая от своего сурового деспотичного отца, ищет защиты и поддержки у матери Андрея. Дуэт с Морозовой и ариозо «Отец, как перед богом...», являются центральными моментами ее партии.

Образ гордой аристократки Морозовой, не могущей примириться со своим унижением и бесчестием, экспонирован ее большой арией в начале второго действия. Контраст основной строгой и сдержанной темы арии и драматически взволнованных эпизодов с стремительными взлетами мелодии и возбужденными речитативными фразами передает испытываемую ею внутреннюю борьбу между стремлением смирить свою гордыню, покориться божьей воле и чувством оскорбленного достоинства, взывающего к возмездию. Дальнейшее развитие образа дано в непосредственно примыкающей к арии сцене с Андреем, а затем в большой массовой сцене на городской площади из третьего действия. Особое значение в характеристике Морозовой приобретает широко распевная величавая тема как образ материнской любви и символ нравственной стойкости и веры в свою правоту.

Эта тема, появляющаяся в сцене с Андреем, сопровождает боярыню и далее в качестве ее лейтмотива. В заключительной сцене оперы, где Морозову притаскивают в царскую резиденцию, чтобы показать ей казнь сына, та же тема проходит в искаженном виде: острые угловатые очертания мелодии и диссонантная гармония придают ей тревожно драматический характер, выражая ужас и потрясение несчастной матери.

По сравнению с двумя главными женскими образами неустойчивый колеблющийся Андрей обрисован менее ярко, хотя его партия и не лишена красивых выразительных лирических моментов. Совсем бесцветным получился друг Андрея и царский любимец Басманов. Из остальных персонажей относительно развитой партией наделен властный и суровый князь Вязьминский, однако его характеристика однопланова и небогата по краскам.

Ю. Келдыш

Оперное творчество Чайковского

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама